Дмитрий Клевцов:

Источник материала:  
13.06.2011 — Разное


8 июня, когда уже стало известно о высказанном на самом высоком уровне намерении опустить цены на бензин в Беларуси, в Санкт-Петербурге прошла акция протеста автолюбителей. Водители собрались в центре города, на Исаакиевской площади, и подали звуковой сигнал, причем двое из них за это были оштрафованы.


Как и в Минске, акция была неполитической и проходила без символики и анонсов в традиционных медиа. Знаете, сколько участников она собрала? 20! Всего 20 автомобилей! Естественно, цены на бензин в Петербурге никто пересматривать не стал.

О том, почему дорожает топливо, которое теперь в нефтедобывающей России стоит дороже, чем в нефтеперерабатывающей Беларуси, о том, как протестует Россия, и о том, как автомобилистам защищать себя, обозреватель «БелГазеты» говорил с устроителем петербургской акции «Сигнал власти», координатором «Товарищества инициативных граждан» - «ТИГР» Дмитрием КЛЕВЦОВЫМ.

- Когда и почему возникла ваша организация?

- На волне введения в конце 2009г. заградительных пошлин на ввоз импортных автомобилей. Ряд автоклубов объединились и начали защищать свои права. Я - один из координаторов «ТИГРА» в Петербурге. Кроме того, являюсь официальным представителем Федерации автомобилистов России (ФАР).

«С БЕНЗИНОМ ЛЮДЕЙ ПОДНИМАТЬ СЛОЖНО»

- Когда автолюбители начали бороться с ростом цен на бензин?

- Самая первая акция прошла в 2008г. У нас тогда произошел резкий скачок цен. Различные общественные организации - автоклубы, правозащитники и т.п. - начали выражать публичное недовольство, проводили мероприятия. А правительство заодно увеличило пошлины на импортные иномарки. Ведь у нас любят перекладывать налоговое бремя на плечи автовладельцев. И тема бензина стала на какое-то время не так актуальна.

- Легко поднимать людей на борьбу с ростом цен на бензин?

- Нет! Трудней всего то, что ценообразование у нас происходит по сложной, непрозрачной и непонятной схеме. Надо сначала людям объяснить болевые точки ценообразования, потом тактику противостояния ценообразованию разработать. Вот со спецсигналами бороться проще: там проблема видна и понятна, схема очевидна. С бензином людей поднимать сложно. Но вообще у нас традиционно осенью и весной каждого года повышаются цены на бензин, и всегда это вызывает недовольство автомобилистов. Потому что чем больше тратим на машину, тем меньше тратим на детей.

20 КОПЕЕК КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ

- А сколько сейчас стоит литр 92-го бензина в России?

- Цены в разных регионах разняться, как и уровень благосостояния. АИ-92 стоит от RUR25 до RUR34 - в зависимости от региона, или от $0,9 до $1,2.

- В нефтедобывающей России бензин стоит дороже, чем в Беларуси? С 9 июня стоимость АИ 92 на заправках у нас возвращена на уровень Br4,2 тыс. - $0,8. А какая цена в Петербурге?

- RUR25-27, в зависимости от компании ($0,9 . - «БелГазета») за литр.

- Россия всегда была известна дешевым бензином. Подорожание до $0,9 произошло одним скачком или плавно?

- С 1 января у нас произошло два изменения по ценообразованию на топливо.У нас включили транспортный налог в стоимость бензина. Это привело к подорожанию бензина на RUR1 за литр. Еще с 1 января повысились акцизы на топливо. С этих двух мер, спущенных сверху, все началось.

Потом, с помощью монопольного сговора, нефтяные компании начали планомерное повышение стоимости бензина. Делалось это в первую очередь благодаря созданию искусственного дефицита. Весной нефтеперарабатывающие заводы стали закрываться на техническое обслуживание, бензин исчез, ценник пополз вверх. В первую очередь это коснулось регионов - именно там выросла цена.

Власти обещали, что это не затронет мегаполисы - Москву и Петербург. Но, как только начала повышаться цена два месяца назад, постепенно и в Петербурге цена на бензин выросла. Теперь планомерно на 20-30 копеек подрастает цена на литр каждую неделю.

ПРОВАЛ ПРОТЕСТА

- Сегодня, 8 июня, в 14.00 вы призвали автомобилистов выехать на Исаакиевскую площадь. Много ли участников удалось собрать? Как вела себя милиция? Чем закончилась акция?

- Сегодняшняя акция была продолжением кампании против высоких цен на топливо. 20 марта мы организовывали всероссийскую акцию, в которой участвовало порядка 34 городов. По ее окончании были сформулированы резолюции, которые мы передали в местные органы власти, чтобы те информировали Минфин.

Сегодня мы выбрали местом проведения центр города, площадь возле Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Нашей целью было привлечь внимание как власти, так и самих автомобилистов к растущим ценам на топливо. Поскольку акция проходила в центре города, поскольку мы понимали, что 14.00 - неудобное время, мы предложили тем, кто может приехать, явиться к Законодательному собранию, всем остальным - просто подать звуковой сигнал в том месте, где они будут находиться в 14.00. В конечном итоге на Исаакиевскую площадь приехало около 20 автомобилей. Они начали подавать сигналы, инспекторы ДПС начали пресекать: у нас по ПДД запрещается необоснованная подача звукового сигнала. Ну вот, немного посигналились, покрутились. На двоих были составлены протоколы. Потом все разъехались.

- За что были штрафы?

- За немотивированную подачу звукового сигнала.

- Вам не кажется, что акция провалилась?

- В принципе, мы ведь пытались просто дать сигнал. Чтобы автомобилисты объединялись и дальше, защищали свои права. Какое-то движение есть и сейчас. В Чите 3 июня ряд автоклубов проводил автопробег. Главным признаком участников было то, что у автомобилей должен был быть открыт капот. Насколько я понимаю, именно этот прием и нашел в конечном итоге воплощение в Беларуси на акции 7 июня.

ПРО ШТРАФЫ ЗА ПРОТЕСТ

- Какой размер штрафов в России за немотивированную подачу сигнала?

- Штраф небольшой - RUR100.

- Сообщается, что в Чите оштрафовали 19 человек. Там тоже по $3 штрафы были?

- Я протоколов не видел, но у нас чаще всего именно так штрафуют: за якобы нечитаемые номера, за якобы не горящий ближний свет, за немотивированный звуковой сигнал. Суммы небольшие - RUR100-200.

- У нас участники протестов 7 июня получили штрафы в Br500 тыс. и Br700 тыс., т.е. $100 и $140. Это много или мало?

- Я не знаю вашего законодательства, не знаю, по какой статье их привлекали. Если за несанкционированную акцию, то это дорого. У нас, например, за это дают от RUR500 до RUR1 тыс. Но, насколько я понимаю, власти Беларуси сейчас сильно опасаются протестов и вынуждены предотвращать их, в т.ч. рублем.

ПОЧЕМУ БЕЛОРУСАМ УДАЛОСЬ, РОССИЯНАМ - НЕТ?

- В Петербурге 8 июня протестовали 20 автомобилей, в Чите - 3 июня - 100 автомобилей. А в Минске протестующих было около 1 тыс., они полностью перекрыли главный проспект в обе стороны. При этом бензин тут теперь даже дешевле, чем в России. Почему так? Люди в Питере и Чите живут жирней, чем в Минске? Зарплаты выше?

- Да нет, все дело в формате акции. У нас все было несанкционированно, не было никакой агитации. По сути, участвовали только активисты и их друзья. Что вы хотите - рабочий день, центр города! Мы изначально планировали, что нас будет 20-30 машин. Мы хотели отработать под СМИ, показать, что есть люди, обеспокоенные ростом цен на бензин.

На наши автопробеги выходит много людей. В 2009г. против пошлин мы выводили в Петербурге от 1,5-2 тыс. авто. Для массовости нужны серьезная промо-кампания, агитация и т.п. Сейчас мы хотели просто подать сигнал власти, вот и все.

- Да, но в Минске акция тоже никак не анонсировалась, никакая промо-продукция не распространялась: у нас вообще с этим строго, можно схлопотать. Информация об акции появилась только на сайте движения, и вот такой вдруг результат! Может быть, секрет успеха в том, что у минской кампании не было лидеров, что все устроили сами автомобилисты, которых не надо было туда звать, т.к. они «самосплотились»?

- У нас «ТИГР» так и рождался: он начинался в Сети как самоорганизация автомобилистов и граждан. У вашей инициативы «За авто» все равно рано или поздно возникнет необходимость выделения ячейки, которая бы координировала работу. Заметьте, я не руководитель «ТИГРа», я - координатор. У нас абсолютно линейная система устройства, у нас нет главных - только распорядители, которые в курсе планируемых мероприятий, занимаются просвещением. Они просто помогают объединить разрозненные инициативы в один формат. Если каждый будет выступать отдельно, это будет незаметно.

«10% ОТ СТОИМОСТИ БЕНЗИНА МОЖНО ПРОСТО УБРАТЬ»

- А почему, когда в марте в России протестовало 34 города, когда 3 июня в Чите вышла сотня машин, это не заставило власти снизить цену, а в Беларуси после протестов цену на бензин прикрутили?

- А мы и не ожидали, что с завтрашнего дня у нас снизится цена на топливо! Наши предложения, сформулированные на мартовской акции, направлены в правительство. Ведь две трети нефтяных компаний в России принадлежат государству, которое может спокойно регулировать ценообразование. У нас налоговая нагрузка на конечного потребителя нефтяных продуктов - порядка 50-60%. А норма прибыли нефтяных компаний - 18-20%. Но в Европе у таких компаний норма прибыли - 6-8%. Образно говоря, 10% от стоимости бензина можно просто убрать, росчерком пера. Но нужно политическое решение власти. Можно и акцизы убрать.

Стоимость российского топлива не соответствует его качеству. Вот в Беларуси бензин хороший. Гораздо лучше нашего. У нас же не только ценник растет, но и качество падает. У меня только по Петербургу есть пять обращений от автомобилистов, что у них из-за качества бензина летели свечи, троило движок, машины на эвакуаторах увозили. У нас уже пять лет идут разговоры о введении классификаторов Евро-2, Евро-3, Евро-4, но нефтяные лоббисты постоянно добиваются их отмены или отсрочки. Мы считаем, что при отмене акцизов на топливо с высоким качеством мы простимулируем переработчиков делать более качественный бензин. Ведь в данный момент у них стимула работать хорошо просто нет. Мы бы и готовы, может, нынешнюю цену платить за бензин, но не за нынешнее качество!

- Как вы восприняли новости из Беларуси о снижении цен на топливо после протестов?

- Это хороший сигнал для нас всех. Очень рад, что в Беларуси в автомобильной среде начинает зарождаться гражданское общество, которое находит способы влияния на решения власти.


Справка «БелГазеты». Дмитрий Клевцов родился в 1978г. на Урале. Жил в Норильске; окончил Санкт-Петербургский госуниверситет аэрокосмического приборостроения. Работает в строительном бизнесе.
←Пляжи Испании признаны самыми чистыми в Европе

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика