Строго на юг и строго на север. Наряду с Антарктикой наша страна намерена активно продвигать свои интересы в Арктике

Источник материала:  
08.06.2011 — Разное
Строго на юг и строго на север.
Наряду с Антарктикой наша страна намерена активно продвигать свои интересы в Арктике

В мае этого года правительство Беларуси утвердило Государственную программу «Мониторинг полярных районов Земли и обеспечение деятельности арктических и антарктических экспедиций на 2011–2015 годы», которая фактически дала старт второму этапу исследований нашей страной полярных районов Земли. Напомним, что впервые аналогичная программа по исследованию высоких широт была утверждена в августе 2006 года.

Арктика — северная полярная область Земли, включающая Северный Ледовитый океан и его моря: Гренландское, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофорта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные проливы и заливы Канадского Арктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов; Канадский Арктический архипелаг, Гренландию, Шпицберген, Землю Франца-Иосифа, Новую Землю, Северную Землю, Новосибирские острова и остров Врангеля, а также северные побережья Евразии и Северной Америки.

До сих пор Беларусь больше проявляла интерес к исследованиям Антарктики, что вполне оправданно: Антарктида до сих пор является нейтральным континентом — тем стратегическим запасом человечества, “пирогом”, в случае дележа которого странам-участницам, имеющим крепкие позиции на этом континенте, могут перепасть солидные дивиденды. А вот Арктика, “примерзшая” к Северному полюсу, уже достаточно хорошо изучена, ее месторождения полезных ископаемых разрабатываются не одно десятилетие. Да и территория Арктики разделена между странами. Что же собираются искать там белорусы?По словам заместителя начальника Республиканского центра полярных исследований Алексея Гайдашова, в названии госпрограммы Арктика значится не зря. Она, как ни странно, не менее привлекательна для белорусов. Арктика гораздо ближе, более осязаема, нежели Антарктида. И даже с точки зрения использования природных богатств она намного более доступна, значительно “понятнее”, нежели ее южный антипод.С международно-правовой точки зрения в современных условиях Арктика остается “ничейной территорией”, части которой периодически подвергаются самозахвату. На мировом уровне пока не решен вопрос о способах дележа Арктики, юридических основах и о том, кто имеет право делить: только соседствующие с ней страны или все мировые государства? Казалось бы, вот он — прямой интерес Беларуси: возможность в будущем поучаствовать в дележе арктического “пирога” с его богатой “начинкой”. Однако вовсе не к этому стремятся наши полярники, снова и снова уходя за полярный круг.

По оценкам геологической службы США, в зоне Северного Ледовитого океана находится до 20 процентов мировых запасов углеводородов: потенциальные запасы нефти составляют 90 миллиардов баррелей, газа — 47,3 триллиона кубических метров, газового конденсата — 44 миллиарда баррелей. Наиболее значительные газовые месторождения лежат у берегов Аляски и Сибири. В перспективе арктический шельф может стать важным, и даже основным, источником углеводородного сырья.Кроме того, в Арктике открыты значительные залежи руд, включая редкоземельные металлы. Наконец, здесь сконцентрированы крупнейшие биоресурсы, из них только рыб — более 150 видов, причем некоторые из этих видов являются основными в мировом рыбном промысле.

— Вмешиваться в международную гонку за тот или иной кусочек территории Арктики для Беларуси бессмысленно по той простой причине, что там и так достаточно мощная конкуренция среди государств, имеющих за Северным полярным кругом территориальные права, — пояснил Алексей Гайдашов. — Например, за счет чего процветает Швейцария? У нее две статьи дохода — туризм и банковское дело. Или возьмем Израиль — это маленькое государство, бедное полезными ископаемыми, сделало ставку на развитие технологий, науки. Это путь и  Беларуси. Мы можем прийти в Арктику как полноправные участники процесса разработки, добычи и последующего использования полезных ископаемых, привнеся туда свои ноу-хау — будь то новые приборы, методики или технологии.Исходя из этого формировалась и концепция госпрограммы — с учетом предварительных договоренностей с российской стороной о возможности участия белорусских специалистов в работе дрейфующих научно-исследовательских станций “Северный полюс” по отдельным научным направлениям, а также для испытания новых научных приборов и образцов сложно-технической продукции белорусских производителей. Уже сегодня есть приборы белорусских разработчиков, которые интересны не только российской стороне, но и мировому сообществу.— К слову, приарктической страной наравне с Канадой, Соединенными Штатами Америки, Норвегией и Данией является и Россия. Ей принадлежит половина побережья Северного Ледовитого океана, в арктическом секторе залегают около 80 процентов российских запасов нефти и 90 процентов запасов газа и угля. А с россиянами у нас есть договоренности об участии  белорусских специалистов в арктических экспедициях, — отметил Алексей Гайдашов. — Они хорошо знают и высоко оценивают наш научный потенциал, поэтому очень заинтересованы в подобном сотрудничестве. Тем более что у нас богатый опыт работы в районах Крайнего Севера. Десятки уроженцев Беларуси внесли значимый вклад в изучение и освоение северных земель. Имена многих из них увековечены на географической карте Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.Однако подобные договоренности вовсе не означают, что наша страна полностью переключится на северный вектор. Работа белорусских специалистов на Южном континенте продолжится, сейчас это направление даже более приоритетно, поскольку там намного сложнее “пустить корни”.

←Страну посмотреть, себя показать

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика