Выше — только небо!
Дорога в авиацию Камиля Махмудова
Беседовал Майор Игорь Жук, juk@vayar.sml.by © Фото из личного архива Камиля Махмудова
Сегодня председатель первичной организации Белорусского союза офицеров ВВС и войск ПВО заслуженный военный летчик СССР, генерал-майор авиации в отставке Камиль Ахмедович Махмудов отмечает 70-летие. В канун этой замечательной даты наш корреспондент беседовал с юбиляром о его нелегкой молодости, секретах должностного роста и успешного руководства людьми.Сегодня (27 мая) председатель первичной организации Белорусского союза офицеров ВВС и войск ПВО заслуженный военный летчик СССР, генерал-майор авиации в отставке Камиль Ахмедович Махмудов отмечает 70-летие. В канун этой замечательной даты наш корреспондент беседовал с юбиляром о его нелегкой молодости, секретах должностного роста и успешного руководства людьми.
Во-первых, конечно же, разрешите поздравить вас с предстоящим юбилеем, пожелать здоровья и неиссякаемой бодрости духа, счастья вам и вашей семье. А, во-вторых, хотелось бы начать наш разговор с ваших самых ярких воспоминаний о юности…
— Мое детство выпало на суровый послевоенный период. Конечно, сразу на память приходит особая атмосфера того времени. Не было достатка в одежде и еде, но царил дух победы и веры в лучшее будущее. Чувствовалось ощущение всеобщего духовного подъема, стремление быстрее обустроить мирную жизнь. У нас — детей — было непреодолимое желание хорошо учиться, а затем и достойно трудиться, быть нужными стране. Общая атмосфера формировала искреннее чувство патриотизма.
В нашем маленьком городе Буйнакске дислоцировались две артиллерийские дивизии, и мы, мальчишки, по вечерам бегали к солдатам смотреть кино. Нельзя забыть и военные парады — колонны воинов, грудь которых была увешана орденами и медалями.
Врезалось в память и множество покалеченных войной. В городе были детдомовские дети, которые потеряли родителей на войне. Мы вместе учились, дружили, состязались на спортивных площадках. И это воспитывало в нас много хороших качеств: товарищество, верность друзьям, скромность, трудолюбие, уважение к старшим.
— Как известно, Советский Союз тогда нуждался в специалистах для поднятия народного хозяйства, почему же вы выбрали путь военного летчика?
— Основную роль в выборе профессии сыграла героика и романтика послевоенного времени. Я с увлечением читал книги о подвигах Чкалова, Громова, летчиков-челюскинцев, героев — летчиков войны Кожедуба, Покрышкина, и невольно хотелось равняться на них.
Однажды я услышал по радио, что проводится набор в аэроклуб.
После этого о другом уже и не думал. Пройдя медкомиссию, поступил одновременно на курсы пилотов и парашютистов. Два года летал на
Як-18, прыгал с парашютом. Нередко приходилось вставать в четыре утра и на велосипеде добираться на аэродром. Еще занимался в молодежной спортивной школе. Два года после получения аттестата работал на заводе, сначала учеником токаря, а затем токарем. Признаюсь, было нелегко, но сейчас я понимаю: то особое время закалило мой характер и волю, научило преодолевать трудности, добиваться поставленной цели.
— Почему ваш выбор пал именно на Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков?
— 50-е годы — начало эры сверхзвуковой реактивной авиации. Поступающий тогда в авиационные части Су-9, например, уже был не просто самолет, а авиационный, электронный, ракетный, сверхзвуковой комплекс для перехвата воздушных целей. И чтобы в полной мере овладеть им, летчику требовались уже инженерные знания.
К началу 60-х годов полным ходом шла перестройка системы авиационных училищ. Армавирское училище летчиков в 1960 году, одним из первых, стало высшим. Когда я об этом узнал, загорелся желанием туда поступить. К счастью, несмотря на большой конкурс, мне удалось это сделать. В 1964 году я с отличием окончил военное училище и оказался в числе первых в стране летчиков-инженеров 2-го класса. Дорога в военную авиацию ПВО была для меня открыта.
— Вам довелось летать на различных самолетах. Расскажите, есть ли у вас любимые крылатые машины?
— Думаю, для настоящего летчика не должно существовать понятия «любимый-нелюбимый» самолет. Так как полеты на каждом из них — это очередная ступень в летной биографии, часть жизни, новые впечатления, ощущения и открытия. К примеру, как я могу относиться к Як-18, первому в моей жизни самолету? Он открыл мне путь в небо. Или к самолету МиГ-17? С ним я узнал, что такое военная авиация. Я преклоняюсь перед ними!
А на истребителе-перехватчике Су-9 я пролетал 12 лет, пройдя должностные ступени от старшего летчика до командира авиационного полка. Кстати, на этом самолете впервые была достигнута высота более 20 тысяч метров и двойная скорость звука. С его появлением даже прекратились полеты высотных американских разведчиков У-2 над СССР.
Достойно оберегал воздушные границы Советского Союза в годы «холодной войны» и самолет-перехватчик Су-15, которым были вооружены многие авиачасти. Считаю, революционным стало поступление на вооружение в войска в 70-е годы самолета с изменяемой геометрией крыла МиГ-23. Он и сегодня пользуется большой популярностью во многих странах мира.
Самолет МиГ-25, чья максимальная скорость полета приближалась к 3М, стал грозой для сверхзвуковых высотных самолетов-разведчиков НАТО. Да и принятие на вооружение в начале 1980-х двухместного сверхзвукового всепогодного истребителя-перехватчика дальнего радиуса действия МиГ-31 также стало ошеломляющим известием для стран Запада и США.
А самолет Су-27, которым в начале 1990-х вооружился 61-й истребительный авиаполк в Барановичах, и сегодня считается самым боеспособным в мире. Его новейшие модификации продолжают поражать своими боевыми возможностями.
Отмечу: если раньше летчик мог сделать в воздухе больше, чем способен самолет, то теперь самолет превосходит возможности летчика. Поэтому сейчас к боевому пилоту предъявляются повышенные требования. Для того чтобы максимально использовать все возможности самолета, он должен много летать.
Каждый самолет, на котором я летал, это не просто крылатая боевая машина, это неповторимая авиационная история страны. Поэтому к каждому из них я отношусь с особым почтением, уважением и благодарностью.
— Во время службы вам наверняка приходилось встречаться с авиационными военачальниками, известными не только в Советском Союзе, но и в мире. Воспоминаниями о ком из них вы готовы поделиться сегодня?
— В первую очередь вспоминаю встречу с легендарным трижды Героем Советского Союза Александром Ивановичем Покрышкиным. Будучи командующим 8-й отдельной армией ПВО в Киеве, он беседовал с нами, лейтенантами, прибывшими туда служить после окончания летного училища. Вначале был спокойный, деловой разговор, а затем он каждому из нас пожал руку и пожелал успехов. Для нас это значило многое. Можно сказать, это был своеобразный импульс для дальнейшей службы.
Приходилось неоднократно встречаться и с командующими войсками и армиями ПВО на учениях, полигонах. Особое уважение и добрую память о себе оставил дважды Герой Советского Союза маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий — командующий авиацией ПВО.
А с командующим 10-й отдельной армией ПВО дважды Героем Советского Союза генерал-полковником Николаем Гулаевым судьба свела меня на Севере, в Архангельске. Там я прослужил восемь лет, пять из которых — командиром полка. Много полезного получил от общения с командующим авиацией ПВО СССР генерал-полковником Николаем Москвителевым.
Каждая встреча с такими людьми памятна. От них — выдающихся, талантливых, неординарных — исходила невидимая сила духа, твердость характера. У них всегда было чему поучиться.
— Камиль Ахмедович, вы прошли все ступени служебного роста — от летчика до начальника авиации ПВО Республики Беларусь, служили в разных частях Советского Союза. Расскажите, какой этап был самым трудным?
— Военная служба авиационного человека, командира, конечно нелегка, беспокойна, но для тех, кто выбрал ее сознательно, она становится радостью. Летчик должен учитывать, что полеты это не военная игра с условным противником, не тренаж на учебной аппаратуре, это реальность, к тому же связанная с опасностью. Известно, что жены летчиков раньше седеют и раньше получают «клубок» болезней. И все же, во все времена самое тяжелое для летчика наказание — это отстранение от полетов.
А если говорить о должностях, то, считаю, что самая «боевая» должность в истребительной авиации — командир эскадрильи! А самая трудная, но в то же время и интересная — командир полка. Конечно, вышестоящие должности тоже весьма ответственны, но следует понимать, что, чем выше штаб, тем сложнее взаимоотношения. Здесь важны профессионализм, опыт, мудрость, умение организовать работу. Предназначение умелого авиационного руководителя не рассказывать, как надо летать, а показывать лично, находясь в кабине боевого самолета.
— Вы и сегодня продолжаете руководить людьми: возглавляете недавно созданную первичную организацию Белорусского союза офицеров ВВС и войск ПВО. Расскажите, чем было вызвано ее создание?
— Думаю, это было определено самой жизнью. Вот уже 10 лет как создан новый вид Вооруженных Сил Беларуси — ВВС и войска ПВО. За это время из него уволились в запас, и продолжают увольнятся сотни офицеров. Ветераны часто задавались вопросом, почему в соответствии с уставом ОО «Белорусский союз офицеров» не создается первичная организация в ВВС и войсках ПВО. В итоге на общем собрании мы приняли решение о ее создании, и 23 февраля 2010 года она была зарегистрирована.
Белорусский союз офицеров — многочисленная и сильная общественная организация патриотической направленности. Ее духовный и патриотический потенциал неизмерим, и мы гордимся принадлежностью к ней.
— Какие задачи вы считаете основными для вашей организации и как они решаются?
— Наши задачи просты и понятны каждому, кому небезразлична судьба армии и Отечества, кто дорожит воинским братством, предан своей былой воинской службе. Нас волнует социально-правовая защищенность ветеранов, их участие в военно-патриотическом воспитании молодежи, забота о сохранении и развитии боевых традиций Вооруженных Сил. Важным мы считаем и вовлечение в организацию как можно большего числа ветеранов, повышение их общественной активности. Ведь обмен мнениями, участие в различных патриотических мероприятиях, встречах делает жизнь интересной и разнообразной.
Радует, что мы находим понимание и поддержку у нынешнего командования ВВС и войск ПВО. Особая признательность офицерам идеологического отдела. Все мероприятия с ветеранами они проводят в тесном сотрудничестве с нами. Почетно и то, что я как председатель организации избран в совет Офицерского собрания командования ВВС и войск ПВО.
— Наверняка, вам довелось бывать в современных авиационных базах, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
— С удовольствием отмечу, что с почтением и уважением относятся к нам, ветеранам ВВС и войск ПВО, в авиачастях. Кстати, недавно мы побывали в 116-й гвардейской штурмовой авиационной базе, где и ознакомились с организацией полетов штурмовиков. В 206-м центре подготовки летного состава встретились с курсантами авиационного факультета.
Посетили 61-ю истребительную авиационную базу в связи с 60-летием ее создания: побывали на командном пункте, посмотрели организацию боевого дежурства, «полетали» на современных авиационных тренажерах МиГ-29 и Су-27.
Наше единодушное мнение: авиация набирает высоту, худшие времена 1990-х годов уходят. Растет налет, классность, боеготовность и боевой дух личного состава.
Приятно отметить, что в частях бережно относятся к своей истории. В авиагородках созданы музеи боевой славы. Сегодняшнее поколение воинов хранит и приумножает, берет на вооружение лучшие воинские традиции и в первую очередь высокие морально-боевые качества, патриотизм и преданность. Это радует и вдохновляет.
Желаю нашей военной смене наращивать свои достижения, помнить о воинском долге, умело и достойно оберегать нашу прекрасную Беларусь.
— Большое спасибо за разговор и еще раз вас с юбилеем, Камиль Ахмедович!