«Россия пускала пробные шары»

Источник материала:  
23.05.2011 — Разное


Хроническая зависимость Беларуси от внешнего кредитования неизбежно сопряжена с вопросом о том, что случится, если однажды проверенные кредиторы откажутся выделять стране заемные средства.

В такой ситуации в 2010г. оказался Кыргызстан, чей экс-президент Курманбек Бакиев нашел пристанище в Беларуси. Есть ли связь между событиями, предшествовавшими киргизской революции, и экономической ситуацией в Беларуси в I половине 2011г., корреспондент «БелГазеты» выяснила у эксперта аналитического центра «Полис Азия», старшего научного сотрудника отдела международных проблем Института экономики НАН Кыргызстана Марата КАЗАКПАЕВА.

- Правда, что революция в Кыргызстане началась с отказа России кредитовать страну под руководством Курманбека Бакиева?

- В революции апреля 2010г. российский фактор превалировал, были моменты, когда Россия ею дирижировала. До революции между руководством России и Кыргызстана было заключено довольно хорошее инвестсоглашение, по которому с помощью трех траншей в размере $150 млн. (это был безвозмездный грант), $300 млн. и $1,7 млрд. Россия поддерживала Кыргызстан.

Третий транш должен был быть самым крупным и предназначался под вновь создаваемые предприятия, в т.ч. под проект ГЭС «Камбарата-2». Россия впервые поворачивалась лицом к Кыргызстану.

Но второй транш в размере $300 млн. пошел по линии банка «АУБ» и других комбанков, которые контролировал сын Курманбека Бакиева Максим. После этого произошло охлаждение в киргизско-российских отношениях, отчуждение, а потом и давление на руководство Кыргызстана. Россия очень сильно критиковала прежнюю власть за коррупцию, фактически поддержала революционеров (в отличие от революции 2005г., когда Россия была на стороне тогдашнего президента Аскара Акаева), назвала события переворотом. В апреле 2010г. здесь работало очень много российских журналистов, которые одобряли эту ситуацию. Последний транш на $1,7 млрд. Россия так и не выделила, проект сорвался.

Сейчас Россия очень активно вмешивается во внутреннюю политику Кыргызстана, руководство нашей страны постоянно консультируется с Кремлем, буквально все до мелочей согласует с ним. Российский фактор очень силен в киргизском политическом процессе.

- Можно ли сказать, что именно решение не оказывать стране экономическую помощь стало главным катализатором революции?

- Можно. Кыргызстан очень нуждался в деньгах. А первый транш в размере $150 млн. должен был пойти на решение социальных вопросов. Но средства были недобросовестно использованы властями. И тогда они не придумали ничего лучше, чем повысить социальную нагрузку на население, в т.ч. увеличить тарифы на услуги ЖКХ. Это и стало катализатором апрельских событий. Народ не выдержал и вышел на улицы. Там было и много криминальных элементов. Но Россия это активно поддержала.

- Потому что деньги были использованы не по назначению? Россия так радеет за простых киргизов?

- Взамен финансовой помощи Россия просила одного - окончания срока действия американской военной базы в Манасе. Но база осталась, чем Россия была недовольна. Недобросовестно было со стороны Бакиева не выполнить свое обещание России.

- Новым властям Россия оказывает финансовую поддержку?

- Россия делает какие-то подачки в виде гуманитарной помощи - $10-20 млн. Но в последнее время ни одного доллара Россия не дает просто так - уже выдвигаются условия.

- У России изначально были кандидаты на смену Бакиеву?

- Когда эти политики пребывали в оппозиции, они были проамериканскими. А когда они на плечах молодежи пришли к власти, то моментально изменили свою геополитическую ориентацию. И Роза Отунбаева (президент Кыргызстана. - «БелГазета»), и АлмазбекАтамбаев (вице-премьер временного правительства. - «БелГазета») стали склоняться в сторону России, которая курировала революционные события.

Россия пускала несколько пробных шаров, делала ставку на нескольких кандидатов. Алгоритм такой: пророссийского кандидата десантируют на киргизское поле, моментально искусственно создают политическую партию и ставят на него. Но если получается так, что этот человек не проходит, то Россия считает: «Ну и ладно». И ждет до следующего момента. Россия просчиталась, когда ставила на одиозных политиков, например Феликса Кулова - практически политический трупа, который вытянули из забвения. Его не подпустили к рычагам власти. Но Россия всегда участвует в наших выборах.

- Возможно повторение киргизского сценария в Беларуси?

- Считаю, что нет. У вас более жесткая политическая система. Россия может начать финансирование кандидатов, но она понимает, что сейчас Лукашенко очень силен в административном плане, пользуется поддержкой в регионах. Он более популярен, чем любые наши политические лидеры. Пока Россия не видит кандидата, который был бы нормальным противовесом Лукашенко. Она будет пускать те же шары, что и при киргизском сценарии, выделяя около $1 млн. на кандидата, но особенно не будет рассчитывать на них.


СПРАВКА «БелГазеты». Марат Казакпаев родился в 1966г. в Кыргызстане. Окончил истфак Киргизского национального университета. Преподает в Киргизском национальном и Киргизско-российском славянском университетах. Эксперт аналитического центра «Полис Азия», старший научный сотрудник отдела международных проблем Института экономики НАН Кыргызстана.
←З зэдлікам праз усю Амерыку

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика