Утомлённые баксом
16.05.2011
—
Разное

Банковский регулятор продолжает радовать народ регулярными выпусками пресс-релизов. «Нацбанк с 11 мая отменил рекомендательные ограничения по установлению банками курсов сделок по покупке-продаже иностранной валюты с населением», - говорилось в очередном ведомственном сообщении. Курс продажи доллара США, якобы выпущенный на свободу, банки дисциплинированно выставили на одном уровне - Br4000/$1. В силу чего утверждение об отмене «рекомендательных ограничений» можно считать сильно преувеличенным.
Народ все понял правильно и не бросился сломя голову сдавать валюту по рекомендованному курсу. Людей в очередях также меньше не стало, поскольку новый курс инвалюты никого не испугал. Нацбанк явно предвосхитил события, полагая, что «использование рыночных подходов к формированию курса белорусского рубля при совершении сделок с физическими лицами позволит не только удовлетворить спрос граждан на иностранную валюту, но и лишит смысла дальнейшее активное приобретение иностранной валюты населением для создания сбережений, которое наблюдалось в последнее время в связи с ожиданием изменения обменного курса».

Эти слухи давно уже стали фактами. Но главный банк не позволяет себе даже робких намеков на рекордный рост внешнеторгового сальдо, на безудержную денежную эмиссию и ничем не обоснованный рост средней зарплаты, продолжившийся и в I квартале т.г. И ни слова о том, что валютный ажиотаж разгорелся еще осенью 2010г., когда власти назвали провокаторами экс-кандидатов в президенты, осмелившихся предупредить народ о надвигающейся девальвации. Только президент и руководство Нацбанка упорно отрицали любую возможность девальвации рубля как в настоящем, так и в ближайшем будущем.
Теперь, когда 30-процентное обесценивание белорусского рубля - свершившийся факт, граждане, не успевшие перевести свои сбережения в валюту, легко могут убедиться в том, чего им стоила вера в заявления официальных лиц. Девальвация хоть и не объявлена властями де-юре, поскольку официальный курс сохранен на прежнем уровне, но предприятия и трудящиеся живут в других измерениях: по внебиржевому (безналичному) курсу и курсу наличного рынка. Это значит, что Нацбанк успешно работает под девизом: «больше курсов - хороших и разных». Сначала размножим, а потом уничтожим. И все ради «реализации плана поэтапного выхода на единый курс белорусского рубля и стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке».
Но до свободного курсообразования, благодаря которому Нацбанк сможет обойтись и без дополнительных золотовалютных резервов, еще далеко. Для этого белорусская социально-экономическая модель, отличительными чертами которой являются внешние энергетические субсидии и система внутренних социальных дотаций, еще не созрела. Поэтому обменный курс Br4000/$1 следует рассматривать как компромисс между идеологическими и экономическими интересами различных ведомств. Правда, компромисс временный, поскольку девальвационные ожидания высоки, а степень удовлетворения спроса на инвалюту столь ничтожна, что курс наличного рубля будет неизбежно стремиться к значениям, сформированным на безналичном межбанковском рынке. Иначе рынок не выйдет из ступора.
Руководству страны придется смириться с дальнейшим падением курса рубля на всех сегментах валютного рынка, поскольку международные валютные резервы Беларуси еще не скоро достигнут объема, позволяющего с помощью интервенций поддерживать завышенный курс национальной денежной единицы. В 2011г. Беларусь получит только $1 млрд. из Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Еще на $2 млрд. из этого же фонда страна может рассчитывать в течение 2012-13гг. О российском правительственном кредите для Беларуси стороны так и не договорились, поскольку белорусская сторона не согласилась с предлагаемыми реформами.
«Нас тонко, аккуратно, с подачи, конечно, оттуда, подталкивают к каким-то реформам… Они нам предлагают реформу на разрушение», - заявил Александр Лукашенко, посетив Шкловский район Могилевской области. «Реформа нужна вот такая: когда хозяйства работают, получают продукцию, в любой точке планеты спрос на нее есть. Тогда то, что надо государству, продал, а на остальное - покупай по импорту что хочешь, - пояснил президент. - Но это будет тяжело, это будет долгий путь. Но это наш путь, другого нет». Что же касается «проблем с валютой», то «через один-два месяца мы спокойно забудем всякие валютные неурядицы». В апреле Александр Лукашенко обещал, что «сегодня, завтра, послезавтра - выровняем ситуацию».
Не выровняли. И за $1 млрд. кредита проблем, накопившихся в белорусской экономике, в будущем не решить. Нужно еще как минимум $4-5 млрд., чтобы нарастить золотовалютные резервы до необходимой величины. Глава Минфина РФ Алексей Кудрин согласен с такой оценкой и предлагает Минску обратиться за срочной помощью в МВФ. «Мы считаем, что этих средств может быть недостаточно, поэтому (Беларуси) необходимо будет выходить и в Международный валютный фонд в случае положительного рассмотрения», - цитирует агентство ПРАЙМ-ТАСС заявление Кудрина.
К тому же глава российского Минфина не ошибается, полагая, что у Беларуси подавляющее большинство предприятий находится в госсобственности. И, по мнению Кудрина, белорусские власти должны не увеличивать внешний долг, а как можно быстрее начать приватизацию, чтобы получить дополнительные $2 млрд. Поэтому Минфин РФ благословляет Беларусь, собравшуюся войти в число 30 стран с самым благоприятным инвестиционным климатом. Верной дорогой идете, товарищи!