Правда об освобождении Минска

Источник материала:  
12.05.2011 — Разное

Генерал-майор в отставке Александр Фень, член Военно-научного общества при ЦДО, при освобождении Минска — начальник штаба танкового батальона 31-й тбр 5-й гв.ТА

Столица БССР город Минск был освобожден от немецко-фашистских оккупантов 3 июля 1944 года в ходе успешного проведения войсками Красной Армии Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион».

На первом этапе были проведены (схема 1) Витебско-Оршанская (23–28.6.1944), Могилевская (23–29.6.1944), Бобруйская (24–29.6.1944), Полоцкая (23.6–4.7.1944) фронтовые операции, в результате которых прорвана оборона противника на шести участках, окружены, разгромлены (уничтожены, пленены) крупные группировки противника в районах Витебска (пять дивизий) и Бобруйска (шесть дивизий). Ввели в прорыв подвижные группы 3-го и 1-го Белорусских фронтов (3-й БФ и 1-й БФ) и их армий — конно-механизированные группы генерал-лейтенантов Осликовского и Плиева, 5-я гв. ТА — танковая армия (3-й гв. тк, 29-й тк, 14-й ттп), 2-й гв., 1-й гв. и 9-й танковые корпуса начали стремительно развивать наступление в направлении Минска, Молодечно, Барановичей. 26 июня 1944 года был освобожден Витебск, 27 июня — Орша, 29 июня — Бобруйск. 28 июня войска 2-го Белорусского фронта форсировали р. Днепр и овладели городами Могилев, Шклов и Быхов.

К исходу 28 июня — к утру 29 июня 1944 года (схема 2) подвижные группы 3-го Белорусского фронта передовыми частями вышли к р. Березина. Конно-механизированная группа генерал-лейтенанта Осликовского приступила к форсированию реки 3-м гв. механизированным корпусом севернее озера Палик, 3-м гв. кавалерийским корпусом — в районе юго-восточнее Зембина. 5-я гв. танковая армия (командующий — маршал бронетанковых войск П. А. Ротмистров) оторвалась от общевойсковых армий на 30–40 км, при поддержке авиации разгромила прибывшую из Ковеля (125 км юго-восточнее Бреста) 5-ю танковую дивизию противника, имевшую в своем составе 120 средних, 9 тяжелых танков, 120 бронетранспортеров и 4.000 солдат и офицеров. Передовыми частями она вышла к Березине в 65–70 км от Минска и овладела плацдармами на западном берегу реки в районах: Студенка (12 км северо-западнее Борисова) — 31-я танковая бригада 29-го танкового корпуса (31-я тбр 29-я тк), Большая Ухолода (3 км юго-восточнее Борисова) — 19-й гв. тбр 3-го гв. тк, Чернявка (27 км юго-восточнее Борисова) — 1-й гв. мотоциклетный полк. 2-й гвардейский танковый корпус 30 июня подошел передовыми частями к р. Можа в районе д. Ухвала (25 км восточнее Чернявки).

1-й гв. танковый корпус (командующий — генерал-майор М. Ф. Панов) из состава 1-го Белорусского фронта после окружения во взаимодействии с 9-м танковым корпусом бобруйской группировки противника вел бой по ее уничтожению. Его усиленной 17-й гв. тбр удалось в ночь на 29 июня выдвинуться из Бобруйска в район Лапичи (80 км юго-восточнее Минска) и задержать там 12-ю танковую дивизию противника, переброшенную из Прибалтики и выдвигавшуюся на Бобруйск с целью деблокировать свои окруженные войска. Только 30 июня к Лапичам подошли главные силы 1-го гв. тк и завязали бой с противником, главным образом с его 12-й тд. 9-й танковый корпус (командующий — генерал-майор Б. С. Бахаров) выдвигался на Осиповичи с задачей нанести удар по противнику в Минске с юга. А войска 2-го Белорусского фронта вели бой с противником в междуречье Днепра и Друти в 160–170 км от Минска (схема 2).
В результате стремительных боевых действий танковых соединений 3-го и 1-го Белорусских фронтов были созданы условия для овладения в короткие сроки Минском и окружения восточнее Минска главных сил 4-й и 9-й армий противника группы армий «Центр».

28 июня 1944 года Ставка ВГК поставила фронтам задачи:

— 1-му Прибалтийскому фронту наступать на полоцком и швенченинском направлениях, освободить города Полоцк и Глубокое;

— 3-му БФ с ходу форсировать Березину и, взаимодействуя с войсками 2-го БФ, не позже 7–8 июля занять Минск, а правым крылом — Молодечно;

— 1-му БФ частью сил наступать на Минск, а главными силами — на Слуцк, Барановичи;

— 2-му БФ к 30 июня — 1 июля форсировать р. Березина. 7–8 июля во взаимодействии с войсками 3-го и 1-го БФ овладеть Минском и выйти на западный берег р. Свислочь.

Началась Минская наступательная операция (29.6–4.7.1944, схема 2). 29 июня командующий 3-м БФ генерал армии И. Д. Черняховский поставил 5-й гв. ТА задачу: не позднее утра 30 июня форсировать р. Березина и овладеть районом Бродня, Жодино, Борисов. Энергично развивать наступление в полосе автострады с расчетом полностью овладеть Минском к исходу 2 июля. Справа конно-механизированная группа форсирует Березину и наступает на Плещеницы, Молодечно. Слева 2-й гв. тк наступает в направлении Чернявка, Минск.

К этому времени по приказу Гитлера Минск в инженерном отношении был подготовлен как укрепрайон (схема 3). Основные направления вступления частей Красной Армии в город заминированы. Восточнее Минска немцами готовилась оборона на рубежах: Логойск,
р. Гайна, р. Усяжа, Смолевичи, Червень, Острошицкий Городок, Скураты, Жуков Луг, Колодищи. Жодино и Смолевичи были подготовлены в обороне врага как сильные опорные пункты.
В районах Минска и при подходе к нему оборонялись отступавшие части 78-й, 250-й, 260-й пехотных и 5-й танковой дивизий гитлеровцев. В Минск прибыли из Польши 24-й, 25-й и 26-й полицейские полки СС, совместно с военным гарнизоном фашистов, комендатурой города и отступавшими частями они спешно занимали подготовленные в инженерном отношении рубежи обороны, пытаясь удержать в своих руках Минск, обеспечить эвакуацию из города своих учреждений, раненых и рабочий персонал. В течение 1 и 2 июля фашистскому руководству удалось вывезти из города 8 тысяч раненых, отправить 3 санитарных эшелона, 43 эвакуационных поезда с 12 тысячами человек тылового персонала.

5-я гв. танковая армия во взаимодействии с общевойсковыми соединениями к утру 1 июля 1944 года овладела Борисовом. После завершения переправы боевых соединений через р. Березина с утра 2 июля она начала стремительно преследовать вдоль автострады и севернее ее отходящие и оказывающие ощутимое сопротивление на выгодных рубежах части 5-й танковой дивизии противника. Преодолев с боями более 60 км, армия главными силами к исходу 2 июля вышла в район Острошицкого Городка и южнее, а передовыми отрядами завязала бои за северную и северо-восточную окраины Минска (История Великой Отечественной войны, т. 4, изд. 1962 г., стр. 180). И только наличие противотанкового рва не позволило им с ходу, в тот же день вступить в город.

2-й гв. танковый корпус, находившийся с 29 июня в оперативном подчинении командующего 31-й армией, в ночь на 2 июля переправился через р. Березина в районе Чернявка, при помощи проводников партизанской бригады имени Щорса (1-я Минская), совершив 50-километровый марш, к 17.00 без боя вышел в район южнее Смолевичей. Там он был вынужден развернуться в боевой порядок для прорыва поспешно занятой противником обороны на рубеже Смолевичи, Апуток, Слобода (5 км южнее Смолевичей).

Преодолевая упорное сопротивление противника, корпус к рассвету 3 июля (восход солнца в 4.44) передовыми соединениями вышел на рубеж Королев Стан, Битая Гора. До Минска оставалось 15 км. (Боевое донесение № 03 2-го гв. тк на 5.00 3.7.1944)
В полосе 1-го БФ 1-й гв. танковый корпус к исходу 2 июля овладел Пуховичами и Марьиной Горкой и в ночь на 3 июля начал наступать на Минск вдоль шоссейной дороги. 9-й танковый корпус овладел н. п. Валерьяны (50 км южнее Минска) и по шоссейной дороге повернул на север в направлении Минска, отрезая пути отхода противника на запад.

Учитывая то, что конно-механизированные группы 1-го и 3-го БФ перехватили шоссейные и железнодорожные дороги на Минск в Столбцах (4-й гв. кк) и Красном (3-й гв. кк), возможным направлением подхода резервов к Минску и отступления войск противника из района Минска на запад оставалась только шоссейная дорога Минск — Гродно. Замыслом командующего 5-й гв. танковой армией предусматривалось обойти Минск с северо-запада 29-м танковым корпусом, овладеть рубежом Радошковичи, Заславль, Раков, отрезать пути отхода противника на запад и северо-запад, не допустить выхода отступающих войск противника на рубеж, где до 1939 года находился укрепленный район Польши (Радошковичи — Раков), 3-м гв. танковым корпусом во взаимодействии с 2-м гв. и 1-м гв. танковыми корпусами овладеть Минском (схема 3).

В 3-м гв. танковом корпусе (командующий — генерал-майор И. А. Вовченко) в первом эшелоне наступали 2-я гв. мотострелковая бригада (командир — полковник Д. Н. Долганов) и 19-я гв. танковая бригада (полковник Г. А. Походзеев). Они в течение ночи и с утра 3 июля проделали проходы в противотанковом рву, провели работу по организации наступления, уделив особое внимание преодолению противотанкового рва и действиям в городе.

3 июля после огневого налета артиллерии и минометов бригад и корпуса, ударов авиации по огневым точкам противника в 6.15 бригады первого эшелона 3-го гв. танкового корпуса перешли в наступление. Они преодолели противотанковый ров, первую и вторую траншеи, подошли к северной и северо-восточной окраинам города.
К этому времени 4-я гв. (командир — полковник О. А. Лосик) и 26-я гв. (полковник С. К. Нестеров) танковые бригады 2-го гв. танкового корпуса подошли к Минску: 4-я гв. танковая бригада — по автостраде, 26-я гв. танковая бригада — южнее. Они перешли в наступление, частично используя проходы в противотанковом рву, проделанные 3-м гв. танковым корпусом, и разминированный вход в город вдоль автострады. Направления наступления бригад 3-го и 2-го гв. танковых корпусов в Минске указаны на схеме. Вторые эшелоны этих корпусов вводились в бой после выхода танкистов из города для развития наступления.

1-й гв. танковый корпус, преодолевая сопротивление пытавшихся вырваться из окружения частей противника в районе Апчак (17 км юго-восточнее Минска), передовыми соединениями (15-я и 16-я гв. танковые бригады) вступил в Минск с юго-востока к 13.00 3 июля 1944 года. Главные силы корпуса подошли туда только к 20.00 3 июля.

Вступлением в Минск 1-го гв. танкового корпуса и соединением его с 3-м гв. и 2-м гв. танковыми корпусами было завершено окружение более 100-тысячной группировки немецко-фашистских войск восточнее Минска.

Овладение соединениями 29-го танкового корпуса (командующий — генерал-майор Е. И. Фоминых) городами Радошковичи (3 июля), Заславль (3 июля), Раков (4 июля) и выход 4 июля на рубеж (исключая) Раков, Волма (западнее Минска 40 км), Ковальцы соединений 3-го гв. танкового корпуса в 35–40 км северо-западнее и западнее Минска позволили создать внешний фронт окружения на этом участке протяженностью около 45–50 км. Передовые части (отряды) 31-й армии вступили в Минск вслед за соединениями 3-го гв. и 2-го гв. танковых корпусов. Главные силы к исходу дня очистили город от противника.

Решающую роль как при освобождении Минска, так и при окружении более 100-тысячной группировки немецко-фашистских войск восточнее Минска сыграли танковые соединения 3-го и 1-го БФ (История Великой Отечественной войны, т. 4, изд. 1962 г., стр. 184).

Вот как написано в Оперативной сводке номер 186 (1224) Генерального штаба Красной Армии на 8.00 4 июля 1944 года:

«Войска 3-го БФ при содействии войск 1-го БФ в результате стремительного наступления с глубоким обходным маневром с флангов овладели столицей Советской Белоруссии г. Минск. За день боя войска фронта продвинулись вперед на 20–40 км и заняли районные центры Виленской области города Кшивичи, Илья, Радошковичи, районный центр Минской области г. Заславль…

5-я гв. танковая армия во взаимодействии с частями 2-го гв. танкового корпуса к 11.00 3.07 овладела столицей Белорусской ССР г. Минск. К исходу дня части армии вели бой на рубеже Заславль — Ратомка.

2-й гв. танковый корпус вышел к р. Птичь на участке Новый Двор (10 км юго-зап. г. Минск) — Максимилово.

31-я армия вышла на рубеж Перекопы (16 км сев. г. Минск) — Старая Малиновка — Минск» (ЦАМО РФ, ф. 16 А. оп. 1074 сс, д.6. стр. 32–40)…

Успешное освобождение Минска было проведено в короткие сроки — штурм начался утром 3 июля 1944 года, а вечером того же дня в 22.00 столица Советского Союза Москва от имени Родины салютовала доблестным войскам 3-го и 1-го БФ, овладевшим Минском и содействовавшим в овладении столицей 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий.

Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин объявил благодарность войскам, участвовавшим в боях за овладение Минском, в том числе 5-й гв. танковой армии (3-й гв. тк, 29-й тк, 14-й гв. ттп), 2-го, 1-го гв. и 9-го танковых корпусов.

Приказом ВГК № 0203 от 23 июля 1944 года наиболее отличившимся соединениям и частям было присвоено наименование «Минские». Среди танкистов это были:

— в 3-м гв. тк: 2-я гв. мсбр, 3-я, 18-я, 19-я гв. тбр, 1436-й, 1496-й сап, 266-й минп, 1701-й зенап, 324-й гв. минд, 739-й оиптд, 10-й гв. мцб;

— во 2-м гв. тк: 401-й гв. тп, 1500-й сап, 273-й минп, 1695-й зенап, 28-й гв. минд, 51-й сапб, 79-й мцп;

— в 1-м гв. тк: 1101-й сап, 455-й минп, 80-й гв. зенап, 121-й сапб.

…Руководство Республики Беларусь, наш белорусский народ глубоко уважают воинов и тружеников-победителей, чтят их память, на их подвигах воспитывают подрастающее поколение в духе высокого патриотизма, беззаветной преданности своему народу и государству, надежной защиты безопасности своей Родины.

Об этом свидетельствуют многие памятники в честь воинов-победителей, партизан и подпольщиков, тружеников, восстанавливавших разрушенное войной народное хозяйство, воинских частей, освобождавших наши города. Особенно впечатляющие из них: Курган Славы (на 18-м км автострады Москва — Минск), монумент Победы на Круглой площади (площадь Победы) в столице, архитектурно-скульптурный комплекс «Город-герой» — на минском проспекте Победителей и другие.

На площади у Центрального Дома офицеров в Минске в 1952 году был установлен на пьедестале танк-памятник в честь танкистов, сыгравших решающую роль в освобождении Белоруссии и ее столицы от немецко-фашистских захватчиков. На нем была надпись: «На полях сражений советские танкисты показали беспримерное мужество и с честью выполнили свой долг перед Родиной. И. B. Сталин». (Справка Белгосмузея истории Великой Отечественной войны № 01 13/ф 46 от 30.07. 2009).

К сожалению, бывший командир 2-го гв. танкового корпуса А. С. Бурдейный, будучи помощником, затем заместителем и первым заместителем командующего войсками Белорусского военного округа, эту надпись заменил, пытаясь всю славу танкистов, освобождавших Минск, присвоить только своему корпусу (то есть себе). Поводом для замены надписи А. С. Бурдейный выставил «первенство» вступления в Минск 4-й гв. танковой бригады корпуса.

Архивными документами это не подтверждается. Минск штурмовали четыре бригады двух корпусов. В каждой из них какое-то подразделение могло вырваться вперед. Установить первого на фронте около 19 км невозможно. Да и смысла нет. Заслуга в освобождении Минска не того командира, чей взвод первым вошел в город, а того, кто вынудил противника уйти из города. А сделали это командующий 5-й гв. танковой армией П. А. Ротмистров и танкисты 3-го, 2-го, 1-го гв. и 29-го танковых корпусов.
Такие изъяны в неправдивых надписях на мемориальных досках памятников имеются, увы, и в других местах.

В Заславле до 2004 года не было никакой памятной доски в честь освободителей города от немецко-фашистских оккупантов. После письма участника освобождения Заславля с обоснованием того, что город освободила 31-я танковая бригада 5-й гв. танковой армии 3 июля 1944 года, председатель горисполкома В. Р. Ситник приказал написать на мемориальной доске, что Заславль освободили Красная Армия, партизаны и подпольщики. И это при том, что в исполкоме имелись справка (№ 2/122392 от 8 июня 2004 года) из Подольского архива, подтверждающая освобождение Заславля 31-й танковой бригадой и 88-й стрелковой дивизией, и справка (№ 10–03/55 т от 6 августа 2004 г.) из Национального архива Республики Беларусь о том, что партизаны Заславль не освобождали.

22 апреля 2011 года эта ошибка решением Миноблисполкома исправлена. На железнодорожной станции «Беларусь» в Заславле установлена мемориальная доска с надписью: «Воинам 31-й Кировоградской дважды Краснознаменной, ордена Суворова II степени танковой бригады и 88-й стрелковой дивизии, 3 июля 1944 г. освободившим Заславль от немецко-фашистских захватчиков. Вечная слава героям!».

Неправдивый текст на мемориальной доске танка-памятника у ЦДО в г. Минске ни к 65-й, ни к 66-й годовщине Победы не исправлен, несмотря на неоднократные ходатайства Военно-научного общества при ЦДО, обоснованные архивными документами. И виновны в этом не только Минский горисполком, но и Министерство культуры, необоснованно исключившее танк-памятник у ЦДО из свода памятников республиканского значения. А еще — Институт истории Национальной академии наук Беларуси, неправдиво описавший историю освобождения Минска в изданном в 2004 году учебном пособии для 11-го класса (книга «Великая Отечественная война», стр. 162). Институт истории НАН Беларуси не выдал Мингорисполкому объективного, научно обоснованного архивными документами заключения о необходимости восстановления первичного текста на мемориальной доске (в 1952–1957 годах) танка-памятника, установленного в 1952 году у ЦДО г. Минска. Ученые, допустившие ошибки, боятся раскрытия своей некомпетентности в вопросах освобождения Минска и фальсификации в этом вопросе в изданной книге.

Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко особо подчеркнул актуальность сохранения исторической правды: «Нельзя допустить фальсификации в этой сфере. Бесценный опыт предшествующих поколений не может подменяться пустыми измышлениями» («Советская Белоруссия» от 29.01.2011).

Ученым Института истории НАН, работникам Министерства и управлений культуры, допустившим искажения, их руководителям следовало бы прислушаться к этим требованиям главы государства. Ошибки нужно исправить.

Правдивая надпись на мемориальной доске памятника — это важная часть истории города. И она должна навечно оставаться в памяти наших сограждан.

←Шаг в нужном направлении

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика