ЖЕНИТЬСЯ БУДЕМ ПО-НОВОМУ
06.05.2011
—
Разное
27 апреля в Палате представителей Республики Беларусь принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье». В главном для семейного права кодексе предполагается скорректировать 121 статью, причем в 48 из них будут внесены достаточно существенные корректировки. Что именно планируется изменить, какие новые практики ввести? На этом стоит остановиться подробнее.
Начать, пожалуй, следует с изменений в самой процедуре заключения брака. Одно из планируемых нововведений — регистрация брачного союза станет возможной уже через три дня после обращения в загс, а в экстренных случаях (беременность, наличие общего ре-
бенка) еще раньше. Напомню, что согласно действующей редакции брак можно зарегистрировать не ранее чем через 15 дней после подачи заявления (сокращение этого срока допускается в порядке исключения по решению органа загс).
Не приведет ли новая норма к увеличению числа скоропалительных браков, справедливо задалась вопросом во время обсуждения законопроекта депутат Лариса Вершалович. В советские годы, к примеру, от подачи заявления до момента регистрации надо было ждать 2—3 месяца, давалось время все еще раз обдумать, так сказать, проверить чувства. Однако представлявший в парламенте законопроект министр юстиции Беларуси Виктор Голованов сказал, что если пара действительно хочет создать семью, то большой разницы (3 дня ждать регистрации или 15) для нее нет. По его словам, установление трехдневного срока отвечает интересам людей, которым требуется срочная регистрация брака и минимизирует возможность коррупционных проявлений. К слову, в республике уже есть одно уголовное дело, когда работник загса взял взятку за то, чтобы сократить 15-дневный срок ожидания регистрации.
Как известно, в настоящее время регистрация брака производится только по месту жительства одного из молодоженов или их родителей. Новая практика предполагает значительное расширение этих рамок. Зарегистрировать брак можно будет в любом органе загса, а также за его пределами — например, возле памятников архитектуры, на природе. Можно не сомневаться, что будущие молодожены воспримут такое нововведение с большим энтузиазмом — спрос на заключение брака в нестандартных, нетрадиционных местах постоянно растет.
Значительная часть нововведений, прописанных в законопроекте, касаются прав детей. Так, многие статьи дополнены нормами об учете мнения ребенка, достигшего 10-летнего возраста. Его желание и согласие будут учитываться при изменении фамилии, места жительства, возврате родителям, общении с родителями, лишенными родительских прав, выборе опекуна и т.д. Мнение ребенка будут спрашивать и в тех случаях, когда дед и бабка хотят общаться с внуками, а родители, опекуны или попечители детей отказывают им в таком общении. Кстати сказать, словосочетание «дед и бабка» слегка покоробило некоторых депутатов, и его предложили изменить. Но министр пояснил, что именно такая формулировка используется в юриспруденции еще с довоенных времен и является общепринятой.
Еще одно существенное изменение — проект предлагает ввести в практику обязательное заключение разводящимися родителями Соглашения о детях. Расторгающие брак супруги будут обязаны предоставить в суд Соглашение о детях или брачный договор, в котором определены условия воспитания и содержания детей. В случае отсутствия этих документов решение по данным вопросам будет принимать суд. По мнению разработчиков, такое нововведение будет способствовать повышению ответственности родителей в вопросах воспитания и содержания детей после расторжения брака, а также предупреждению конфликтных ситуаций и разрешению споров договорным, а не судебным путем.
Коснутся нововведения и алиментов. Сейчас при расчете задолженности по алиментам судебный исполнитель исходит из средней заработной платы для конкретной местности, в которой проживает должник. Новая практика предполагает переход к показателю средней заработной платы работников в целом по республике. Сделано это в интересах детей, которые не всегда проживают в одной местности с должником.
Кроме того, кодекс будет дополнен новыми основаниями касательно права получать содержание от супруга или бывшего супруга. Предполагается, что таким правом будут обладать и лица, которые осуществляют уход за общим ребенком-инвалидом до 18 лет, а также уход за общим ребенком старше 18 лет, являющимся инвалидом 1-й группы. «Это очень важное дополнение. На данный момент алиментные обязанности существуют до определенного срока, а потом мама или иногда папа остается наедине со всеми трудностями, связанными с уходом и содержанием своего ребенка-инвалида», — отмечает заместитель председателя Постоянной комиссии по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Нина Федорук.
В кодекс также вводится новая норма, устанавливающая, что вещи индивидуального пользования несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные принадлежности, музыкальные инструменты и т.д.) при разделе имущества разводящимися супругами не учитываются и передаются без компенсации супругу, с которым будут проживать дети. Согласитесь, трудно даже представить, что кто-то из разводящихся супругов может посягнуть при разводе на школьные принадлежности или другие вещи ребенка. Но разработчики законопроекта подчеркивают, что все вносимые ими изменения продиктованы реалиями жизни и юридической практики.
Проектом предлагается установить максимальную разницу в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком в 45 лет. Не исключается возможность увеличить данную возрастную границу — при усыновлении ребенка отчимом либо мачехой, а также по иным причинам, признанным судом уважительными.
Определенные поправки предполагается внести в такую относительно новую для Беларуси практику, как заключение брачных договоров. В нашей стране эта практика получает все большее распространение. Так, если в 2009 году в республике было заключено 2418 брачных договоров, то в 2010 году — уже 2811. Законопроектом корректируются уже сами цели заключения брачного договора. В действующей редакции одной из целей называется укрепление семьи, однако в основном брачные договоры содержат положения только на случай расторжения брака, что, по сути, противоречит целям его заключения. А в итоге на сегодняшний день уже имеются судебные прецеденты, когда оспаривается брачный договор, заключенный накануне расторжения брака ввиду несоответствия целям его заключения.
Кроме того, в проекте скорректированы условия, которые могут содержаться в брачном договоре, четко определены условия изменения или расторжения брачного договора. В частности, прописано, что если брачный договор заключен в отношении недвижимого имущества, то помимо нотариального удостоверения требуется регистрация брачного договора в организации по государственной регистрации недвижимого имущества (т.н. БТИ). В действующей редакции кодекса такого требования нет, однако это необходимо (в силу предписаний закона «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»), в противном случае сделка считается не заключенной. Уже были случаи, когда с этим возникали проблемы. Супруги заключили брачный договор, определили, что кому достанется в случае развода, зарегистрировали в нотариальной конторе и успокоились. А при разделе имущества выяснилось, что в БТИ договор не зарегистрирован, а значит, в части недвижимого имущества недействителен. Чтобы такого не допустить, теперь в кодексе четко пропишут данную норму.
Надо сказать, на заседании парламента депутаты не только обсуждали представленный законопроект, но и вносили новые предложения. Так, депутат Анатолий Глаз предложил добавить в кодекс пункт, в котором будут указаны новые параметры оформления белорусских свидетельств о регистрации брака и рождении ребенка. Анатолий Тихонович продемонстрировал специально принесенное им на заседание свидетельство о регистрации брака 1973 года — солидное, в твердой обложке, с гербом — и свидетельство современного образца, которое «легким движением руки» превращается в скомканную бумажку. «Разве можно получать важный документ на всю жизнь в таком виде, на простой бумажке?» — справедливо отметил он.
Напомню, что законопроект «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье» принят только в первом чтении. Согласно парламентской практике, после соответствующей доработки его рассмотрят депутаты Палаты представителей во втором чтении, после чего он будет отправлен на обсуждение во вторую палату парламента — Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Оксана Мытько