Прямое сообщение: Минск — Ашгабат
Прямое сообщение: Минск — Ашгабат
Александр Лукашенко, находясь с официальным визитом в Ашгабате, заявил, что белорусско–туркменские отношения «практически вышли на уровень стратегического партнерства». За этими словами стоят десятки визитов на различных уровнях, тысячи туркменских студентов в белорусских вузах, почти 100 миллионов долларов товарооборота и совместные проекты общей стоимостью более миллиарда долларов. Пожалуй, можно сказать, что Беларусь переносит в Среднюю Азию свой венесуэльский опыт, когда традиционные торговые связи дополняются добычей полезных ископаемых, созданием производств, строительством жилья. Вчерашние переговоры Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов охарактеризовал как успешные. По его мнению, они откроют новый этап в двустороннем сотрудничестве.
...В дипломатии принято обращать внимание, в какую страну наносит свой первый визит избранный глава государства. Таким образом можно сделать вывод о внешнеполитических приоритетах. Александр Лукашенко после президентских выборов отправился в Туркменистан. Вот как он сам объяснил этот факт во время встречи с туркменским коллегой: «Хочу поблагодарить вас за твердость и мужскую солидарность. Еще до президентских выборов вы как бы в шутку сказали, что Туркменистан — это дружественная страна, и поэтому первый официальный визит должен быть сюда. Я ехал сюда как в дружественную страну и благодарен вам за конкретику наших отношений. То, о чем мы договорились, продвигается по всем направлениям. И у нас появился ряд новых предложений. Я был поражен, когда наш министр иностранных дел рассказал мне о ваших замыслах. О том, что вы не просто планируете диверсификацию, а сегодня начинаете развивать реальный сектор экономики. Мы готовы включиться в эту работу».
Минск до последнего момента тщательно готовил повестку для переговоров.
Президентский самолет приземлился в аэропорту Ашгабата вечером в среду. Александр Лукашенко после четырехчасового перелета отправился в самый фешенебельный отель туркменской столицы — пятизвездочный «Огузкент», где для него был зарезервирован президентский номер. Члены делегации прилетели в тот же день, но раньше, утром, чтобы провести предварительные переговоры с туркменскими партнерами.
Войдя в отель, Президент подозвал находящихся в лобби министра иностранных дел Сергея Мартынова и вице–премьера Анатолия Калинина и долго с ними о чем–то разговаривал. Журналисты стали невольными свидетелями этого импровизированного совещания. Пул прибыл в «Огузкент» ради интернета. Туркменистан хотя и открыл после прихода к власти Гурбангулы Бердымухамедова доступ во «всемирную паутину», но развит он все еще недостаточно. По крайней мере, в том отеле, где жили мы, интернета не было. Связаться с Минском по мобильной связи тоже не было возможности: проблемы с роумингом. С некоторыми трудностями, но нам все же удалось рассказать белорусской аудитории о сотрудничестве двух стран...
Пилотным проектом, который станет своеобразным флагманом этого сотрудничества, Александр Лукашенко называет создание «под ключ» на Гарлыкском месторождении калийных солей горно–обогатительного комбината по типу нашего солигорского предприятия. Начало строительству было положено во время предыдущего визита Президента летом 2009 года. Стройка в Каракумах развернута действительно гигантская, сумма контракта превышает миллиард долларов.
Вчера Президент Туркменистана предложил дополнить действующие договоренности. Он хочет, чтобы белорусы поставили возле комбината еще и поселок для работников со всей необходимой социальной инфраструктурой. Это вполне логичное предложение, учитывая, что новое предприятие появляется в безлюдной пустыне, где рукой подать до афганской границы. В прошлый раз президенты добирались до места закладки первого камня на вертолетах и в целях безопасности — сосед у Туркменистана уж больно беспокойный — крылатые машины приходилось держать на минимально возможной высоте.
Предполагается, что на мировом рынке калийных удобрений появится новый игрок, Туркменистан начнет добывать от миллиона до полутора миллионов тонн калийных удобрений. Понятно, что львиная доля пойдет на экспорт. Александр Лукашенко считает, что Туркменистан и Беларусь не станут конкурентами. «Мы будем надежными партнерами на международном рынке», — уверен он.
Поподробнее об этом я расспросил генерального директора Белорусской калийной компании (БКК):
— Предприятие в Туркменистане строится, через 2 — 3 года оно заработает. Мы заинтересованы в том, чтобы оно экспортировало калийные удобрения через нашу компанию, и мы видим сегодня понимание у руководства «Туркменхимии», что нужно совместно работать на внешних рынках.
— Беларусь — мировой лидер на рынке. Что нам даст сотрудничество с туркменами?
— Сегодня БКК в год на экспорт поставляет более 11,5 миллиона тонн калийных удобрений, занимая 33 процента всего мирового рынка. После освоения двух месторождений Туркменистан будет производить 2,8 миллиона тонн калийных удобрений. При этом внутреннее потребление — около 200 тысяч тонн...
— А не заберет ли новый продавец у нас часть рынка, не собьет ли цену?
— Наша компания работает сегодня со 100–процентной загрузкой мощностей. И при этом мы не удовлетворяем всех потребностей покупателей. К тому же спрос на удобрения в дальнейшем будет только расти...
Несметные, но мало освоенные природные богатства Туркменистана — а это не только калий, но и газ, нефть — привлекают сегодня к себе большое внимание всего мира.
Еще несколько лет назад у Туркменистана был один–единственный выход на мировой рынок со своим «голубым топливом» — через Россию. Сегодня уже введен в строй газопровод в Китай, поставки в Иран превышают закупки туркменского топлива «Газпромом». А допустим, Евросоюзу очень нужен туркменский газ для заполнения трубопровода «Набукко» — альтернативы газпромовской трубе. Забывая обо всем остальном, в Ашгабат мчится председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Европарламент, кажется, готов принять любую резолюцию, лишь бы живительное топливо потекло на запад.
Нельзя не признать, что Ашгабат очень грамотно использовал свои ресурсы для укрепления независимости, двадцатую годовщину которой страна отмечает в этом году. Александр Лукашенко заранее поздравил Гурбангулы Бердымухамедова с этим событием: «Сегодня мы видим плоды независимости Туркменистана. Главное ваше достижение, что вы смогли не на словах, а на деле обеспечить фундамент независимости Туркменистана. Существовать независимо от прихотей современного мира, соседних и дальних государств. Это ваша величайшая заслуга».
Туркменистан не стал, как многие в его ситуации, субъектом международных отношений, а добился признания ООН нейтрального статуса своего государства, как у Швейцарии, и ловко балансирует между интересами великих держав. Любопытна местная традиция, которую я уже наблюдаю во второй раз: переговоры туркменского Президента с иностранными лидерами посещают все иностранные послы, аккредитованные в Ашгабате, — Соединенных Штатов, стран ЕС, России, Китая, другие — жмут руку президентам, перебрасываются фразами... В прошлом году Гурбангулы Бердымухамедов встретился с главами Франции и Китая, Германии и Турции. В этом же ряду стоял его памятный визит в Минск.
В январе 2010–го стороны договорились о покупке 1,5 тысячи единиц белорусской техники. Продукция МАЗа, МЗКТ, МТЗ отгружалась уже в дни визита. Вчера Александр Лукашенко сказал, что Минск готов удвоить поставки техники в этом году. Не случайно Президент Туркменистана во время церемонии подписания документов долго общался с гендиректором МАЗа Александром Боровским. В центре Ашгабата блестит огромный офис российского КамАЗа. Руководитель белорусского завода сказал, что он будет делать ставку на создание сервисных центров, большую гарантию для своих автомобилей и другие действительно важные для потребителя вещи.
Точно так же, по–деловому, конкретно и обстоятельно, протекают все переговоры в туркменской столице, в которых участвует белорусская делегация во главе с Президентом.
Официальный визит Президента в Туркменистан продолжается.
Ашгабат.
Автор публикации: Игорь КОЛЬЧЕНКО
Фото: БЕЛТА