Армейский опыт в цене и «на гражданке»

Источник материала:  
12.04.2011 — Разное

Подполковник Николай Макаревич, makarevich@vayar.sml.by © Фото автора

В народе 72-й гвардейский ОУЦ в шутку называют «армейским ПТУ». И, видимо, не зря. Во всяком случае большая доля истины в этом есть: не каждый лицей или профессиональное училище обладает ныне такой совершенной учебно-материальной базой и опытными наставниками. Да и сами выпускники ОУЦ посолиднее пэтэушников и лицеистов будут.

Ежегодно в четырех школах «учебки» готовят около пяти тысяч курсантов по 80 специальностям. И многие из них аналогичны гражданским. Водители, авторемонтники, связисты, электрики, повара… — эти и многие другие специальности востребованы сегодня на рынке труда. Поэтому можно сказать однозначно, что армия готовит здесь квалифицированных специалистов не только для Вооруженных Сил, но и для народного хозяйства страны.

1.

В составе, например, 320-й школы подготовки специалистов мотострелковых, разведывательных подразделений, инженерных войск и войск РХБЗ есть уникальная учебная рота, где готовят машинистов автомобильных кранов и стропальщиков практически для всех соединений и воинских частей. Ежегодно единственное в своем роде учебное подразделение выпускает более ста подготовленных специалистов, в которых нуждаются не только инженерные и транспортные войска, но и части ВВС и войск ПВО, другие коллективы белорусской армии, органы пограничной службы.

Надо отметить, что эта рота всегда отличалась организованностью учебного процесса и качественной подготовкой курсантов. Несмотря на то что каждый из парней уже имеет на руках водительское удостоверение категории «С» (таковы условия набора в учебное подразделение), учиться здесь непросто. Мощный автокран посложнее любого грузового автомобиля, и с наскока его не освоить.

Освоить учебную программу в предельно сжатые сроки курсантам помогает имеющаяся богатая учебно-материальная база, которая постоянно обновляется. Для приобретения первоначальных навыков работы на технике широко применяются современные компьютерные технологии. Хорошим подспорьем является созданный в учебном корпусе класс для лабораторно-технических занятий.

Есть здесь и кому обучать будущих специалистов. Качество проведения занятий и методическое мастерство армейских педагогов сомнений не вызывают. Здесь подобраны энергичные, опытные профессионалы, которые вкладывают в любимую работу всю душу.

К слову, наряду с кадровыми военными в учебных подразделениях успешно трудятся и преподаватели из числа гражданского персонала.
Все они — офицеры запаса, за плечами каждого большой армейский стаж и практика обучения личного состава.

Полученные в учебных классах знания курсанты на практике закрепляют на оборудованном кранодроме. На вооружении в учебной части имеются все основные типы автокранов грузоподъемностью от 6 до 16 тонн.

По словам начальника цикла подготовки специалистов капитана Андрея Петруша, курсанты с большим желанием и упорством овладевают тонкостями своей будущей профессии. А где еще, скажите, сегодня можно за неполные три месяца обучения получить на руки сразу две желанные «корочки»!.. Да-да, после успешной сдачи экзаменов каждый курсант учебного подразделения получает два удостоверения установленного общереспубликанского образца на право работы в качестве стропальщика 3-го разряда и автокрановщика 4-го разряда. Полученные в стенах «учебки» навыки непременно пригодятся многим парням «на гражданке», после увольнения в запас. В беседе со мной рядовые Александр Браточкин, Андрей Деркачев и Антон Львов откровенно признались в том, что намерены после службы в армии пойти работать на стройку водителями автокрана — их заработная плата сегодня составляет около двух миллионов рублей. (К тому времени, добавлю, у парней и стаж работы, и опыт наберется немалый.) Нынешняя учеба для них — гарантированный шаг к осуществлению своей мечты.

Кстати, среди курсантов 320-й школы особым уважением пользуются и многие другие военные специальности — овладев ими, воины наверняка смогут найти свое место в жизни, отслужив положенный срок в армии. Например, для ВВС и войск ПВО здесь готовят компрессорщиков, механиков-водителей шнекороторного снегоочистителя, тепловой машины и водителей-электриков аэродромного подвижного электроагрегата, предназначенного для запуска авиационных двигателей самолетов и вертолетов.

2.

Весьма популярной и востребованной является ныне и специальность повара.

Готовят армейских поваров также в 72-м гвардейском Объединенном учебном центре. Для полноценной подготовки курсантов по этой специальности создана хорошая учебно-материальная база, которая постоянно совершенствуется и обновляется. Поварскому искусству вчерашних школьников и студентов учат высококвалифицированные преподаватели и мастера производственного обучения с многолетним стажем практической работы.

По словам командира учебной роты по подготовке специалистов продовольственной службы гвардии старшего лейтенанта Павла Козлова, воинов отбирают сюда непосредственно в воинских частях по их собственному желанию.

Как выяснилось, у большинства нынешних курсантов этого учебного подразделения гражданские профессии абсолютно не связаны с поварским делом. Им приходится осваивать азы своей будущей специальности в буквальном смысле слова с чистого листа.

Подготовка курсантов начинается в учебных классах, где молодые парни штудируют теорию по основам товароведения пищевых продуктов, гигиене питания, физиологии, технологии приготовления пищи… Невозможно, например, стать хорошим поваром, не усвоив основные способы тепловой обработки продуктов, порядок их закладки в стационарных и полевых условиях, технологию приготовления гарниров и блюд.

Что примечательно: прежде чем практически научиться готовить для всех, вначале курсанты набивают руку, когда самостоятельно готовят обед для себя. Поучительно!.. Уже после двухнедельной учебы новичков снимают с котлового довольствия, обеспечивают их нормой полуфабрикатов, из которых и готовится полноценный обед. Если читатели думают, что в итоге выбрасываются сотни килограммов пересоленной и недоваренной пищи, то ошибаются. Все намного проще и экономичнее: поставленные в такие условия курсанты быстро вспоминают, чему и как их учили наставники. Впрочем, рядом с обучаемыми всегда находятся опытные мастера поварского дела — на первых порах они охотно подсказывают и помогают.

3.

Востребованы «на гражданке» и выпускники 59-й Житомирской Краснознаменной школы подготовки специалистов по эксплуатации автомобильной техники и ремонтных подразделений. Ежегодно из стен этой «учебки» выпускаются более 700 подготовленных водителей БТР, аккумуляторщиков, ремонтников колесных и гусеничных машин, мастеров по электрооборудованию… — всего по 15 специальностям.
Получив практику в армии, эти парни после службы могут без проблем устроиться на работу в качестве автослесаря, механизатора, механика по ремонту машин и электрооборудования.

По словам начальника 59-й школы подполковника Андрея Чухлеба, несмотря на то что воины приходят в учебную часть, уже имея на руках водительское удостоверение категории «С», освоить более мощные машины (типа МАЗ-543, МАЗ-537, ЗИЛ-135 ЛМ, БАЗ-5921) за столь короткий промежуток времени непросто. Тяжелая многоосная техника имеет свои особенности в управлении. Да и габариты ее впечатляют. Чтобы уверенно чувствовать себя за баранкой тех же БАЗов или МАЗов, курсантам приходится практически с нуля изучать их устройство, правила эксплуатации, осваивать практику вождения.

Пройдя в учебном центре необходимую доподготовку, уже в войсках молодые парни не только получают хорошую практику эксплуатации многоосных громадин, но и имеют возможность обрести вдобавок категорию «Д» или « Е» с правом управления большегрузными автомобилями с прицепом (полуприцепом) или перевозки людей. После службы же они — готовые «дальнобойщики», водители автобусов и различных колесных тягачей!

В народном хозяйстве ценен также армейский опыт механиков-водителей боевых машин пехоты, танков и другой гусеничной техники. Например, в лесных хозяйствах, геологических экспедициях сегодня есть немало лесопожарных и специальных машин, которые созданы на базе тех же БМП или МТ-ЛБ.

Недавно при расширении производства на 140-й ремонтный завод в Борисове дополнительно потребовались испытатели боевых и специальных машин. Квалифицированные специалисты нашлись быстро. Все они, конечно же, подготовленные механики-водители танка, БМП, БМД — запасники, которые в свое время окончили печинскую «учебку».

Каждая армейская специальность ценна по-своему, нужна и «на гражданке». Повар и автокрановщик, электрик и водитель, связист и ремонтник… Всегда они востребованы и почетны. Для нас. Для государства.

Предлагаем обсудить данный материал на форуме официального сайта Министерства обороны Республики Беларусь

←В Беларуси созданы предпосылки для снижения цены на реализуемые легковые автомобили

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика