Не забывается такое никогда

Источник материала:  
06.04.2011 — Разное

Сергей Рощинский

С нетерпением ждали курсанты факультета военной разведки, преподаватели кафедры иностранных языков и кафедры идеологической работы Военной академии Республики Беларусь встречи с участником Великой Отечественной войны, ныне доктором педагогических наук, профессором Белорусского педагогического университета имени М. Танка, академиком Международной академии технического образования, членом-корреспондентом профессионального образования Российской Федерации сержантом запаса Н. К. Степаненковым. Несмотря на повседневные заботы, Николай Капитонович с радостью согласился встретиться.

Неторопливо обойдя классы и аудитории, где занимаются курсанты, профессор Степаненков отметил высокую оснащенность учебно-материальной базы академии. И уже с первых минут встречи вспомнил свое «первичное военное образование» в партизанском отряде имени Котовского, когда пятнадцатилетним пареньком с началом Великой Отечественной войны он проходил подготовку в качестве снайпера и сапера.

Обращаясь к курсантам, ветеран войны сделал основной акцент на единство, монолитность любого коллектива, тем более воинского, где от личной ответственности каждого зависит не только успех всего подразделения, но и сама жизнь товарищей по оружию:

— Нас, молодых снайперов, считали достоянием и элитой партизанского отряда, опекали и оберегали в боях старшие товарищи. На задания брали исключительно в тех случаях, когда без участия группы снайперов выполнение боевой операции было невозможно…

Психологическая стойкость, интуитивная смекалка в боевой обстановке, твердая вера в победу должны развиваться и укрепляться в ходе обучения и воспитания на всех уровнях. И это не просто ветеранские слова — жизнь убедила!.. Ведь именно по причине несплоченности, слабой подготовки бойцов и командиров отдельные подразделения Красной Армии в июне 1941 года уступали малочисленным силам противника. Николай Капитонович с досадой припомнил, как немцы высадили тогда десант численностью около взвода и заняли районный центр Пречистое Смоленской области… Вместо того чтобы провести разведку, окружить и уничтожить десант, бойцы и командиры в панике разбежались, оставив населенный пункт, а также обозы с имуществом, военную технику и артиллерию.

Затаив дыхание курсанты узнавали из первых уст о методах и приемах подготовки и проведения диверсий, дезориентации противника во время отхода и возвращения на места дислокации. Применяемые партизанами почти 70 лет назад, они актуальны и в наши дни, хотя не описаны ни в одном учебнике тактики или наставлении.

— В случае преследования карателями мы выстраивали цепь с использованием углового (клинообразного) способа отхода, позволявшего попеременно занимать оборону и защищать фланги. При переходе отдельных участков пути двигались так, чтобы следы показывали противоположное направление. В кромешной темноте при движении по незнакомой местности смотрели не вперед, а на очертания верхушек деревьев, прикрывая рукавами глаза… — поведал бывалый партизан.

Детально, с помощью предложенных курсантами версий (что придало беседе оживленный характер) разобрали вопрос: почему после выполнения задания не следует возвращаться тем же, уже проверенным и знакомым маршрутом.

По словам фронтовика, знакомый маршрут плюс эйфория после выполненного задания всегда добавляют элемент самоуверенности, что в какой-то момент обязательно приведет к определенной потере бдительности. И даже если при следовании к месту задания все же не обошлось без посторонних ушей или глаз, остается вероятность преследования или засады.

В плен партизаны не сдавались. В критической ситуации сражались жестоко, до последнего патрона, переходя в рукопашную — до последнего взмаха штыком или прикладом… Борьба партизан с превосходящими силами противника может считаться примером гибкой тактики внезапного нападения — именно в определенное время и в определенном месте, когда враг, мобилизуя свои силы и средства совершенно в другом направлении, не ожидает вторжения партизанских диверсионных групп.

…После первого часа беседы, учитывая почтенный возраст ветерана, выступающему гостю предложили продолжить свое выступление сидя. На что 85-летний фронтовик, приняв строевую стойку, с юмором ответил:

— Вот даже не надейтесь, что я устану раньше вас!..

И продолжил свой рассказ. О роли и предназначении снайперского взвода на примере отдельного сражения.

Войска форсировали тогда Неман и завязали бои за латвийский город Лиепая. Левый фланг пехоты прикрывали замаскированные у подножия высоты всего три наших танка ИС-2. Большая надежда возлагалась и на снайперский взвод.

Немецкие войска подготовили танковый десант из восьми бронемашин и в сопровождении пехоты численностью около полка(!) двинулись на высоту. Если бы вражеский десант ворвался в траншеи — исход боя был бы предрешен… В плен снайперов немцы не брали, их расстреливали на месте.

Снайперы открыли огонь по десанту, его удалось отбросить. Танки врага опередили свою пехоту, очевидно, решив обойти высоту со стороны, чтобы «проутюжить» траншеи… Но каждое сражение, товарищи курсанты, — продолжал свой рассказ Николай Капитонович Степаненков, — это еще и борьба ума и интеллекта! Наши траншеи «указали» немецким танкам коварный маршрут в сторону замаскированных советских танков, которые развернулись и тут же вступили в бой. Шесть бронемашин врага были подбиты, остальные ушли восвояси, тем самым оставив свою пехоту без поддержки.
Выходит, в одном бою каждый ИС-2 уничтожил два немецких танка, а наш снайперский взвод полностью расстрелял полк гитлеровцев!
И таких примеров, где «не числом, а умением…», ветеран войны привел множество.

…Зееловские высоты — это возвышенность большой протяженности с крутым склоном на восток и пологим на запад. Что и использовали немцы, создав там сильную оборонительную линию. На подступах к высотам появились противотанковые и противопехотные поля. Ну и как их можно визуально обнаружить? Вся хитрость в том, что почва остается разрыхленной, а мины после первого же дождичка дают ржавчину, что усиливает рост травяного покрова на месте их установки. И опытный глаз сапера даже без щупа и миноискателя достоверно и быстро определит места расположения минных полей.

А на высотах немцы установили несколько рядов проволочных заграждений, на столбах виднелись изоляторы. Штурмовать такие оборонительные рубежи без поддержки артиллерии и танков было бессмысленно.

Снайперский взвод максимально близко подобрался к немецким позициям. Заняли оборону, нащупали цели для «снайперской охоты», обнаружили огневые точки противника и проходы на высоту, которыми пользовались немцы, минуя минные поля. О результатах разведки и своем месторасположении сообщили командиру выдвигающегося полка.
Задача пехоте была поставлена не из легких — взять высоту к 12 часам ночи… Проанализировав множество предполагаемых ситуаций, командир снайперского взвода сержант Николай Степаненков предложил командиру полка довольно дерзкий вариант действий: собрать по десятку гранат для троих снайперов, которые должны незаметно подняться на высоту и уничтожить обнаруженные огневые точки в немецкой обороне. А полк в этот момент — на штурм высоты!..

В военном деле командиры иногда принимают решения, посоветовавшись с младшими по рангу. И уж воистину безумству храбрых нет предела… Пробираясь по немецким траншеям, тройка смельчаков во главе с командиром взвода вдруг услышала русскую речь. Оказалось, что это солдаты соседнего полка дивизии, которые выдвигались по тем же траншеям с другой стороны. Слава богу, что не начали перестрелку… Пришлось вернуться к пехоте, изготовившейся к атаке, и доложить командиру об изменившейся обстановке.

В составе 3-го Белорусского фронта сержант Степаненков с боями прошел от реки Березины до конечной точки боевого маршрута в Восточной Пруссии — Пиллау. За период с 4 июля по 22 октября 1944 года его прославленный снайперский взвод не потерял ни одного бойца убитым!.. А ранение от немецкого снайпера получил лишь один смельчак — сам Николай Степаненков…

С нескрываемым интересом слушали курсанты-разведчики легендарного фронтовика. Уже отпуская будущих офицеров на ужин, Николай Капитонович пообещал найти время и встретиться с курсантской аудиторией еще раз.

* * *

И если первая часть беседы с участием фронтовика в стенах академии имела историко-патриотическую направленность, то во второй ее части обсуждались вопросы совершенствования и укрепления научно-педагогического потенциала. За круглым столом с профессором Степаненковым объединились заинтересованные лица:
преподаватели кафедры иностранных языков Марина Николаевна Симака, Лариса Ивановна Дуняк, Татьяна Васильевна Чайка, Петр Петрович Гринь, преподаватель военно-педагогического и психологического управления кафедры идеологической работы Светлана Юрьевна Драница, начальник библиотеки Военной академии Сергей Павлович Новоселов, его коллеги — Ирина Гавриловна Шеремет и Елена Федоровна Гордеева.

Николай Капитонович с радостью заметил, что в нашем государстве четко выстроена система военного образования. Сейчас особо актуальны инициатива каждого обучаемого, формирование ответственного отношения к выбранной профессии, развитие у слушателей интереса к изучаемому предмету на каждом занятии!..

Немало внимания уделил авторитетный ученый и необходимости для военных кадров овладения иностранными языками. Николай Капитонович Степаненков убежден: ныне это один из ключевых показателей подготовки высокопрофессионального специалиста.
Присутствующие тепло поблагодарили почетного гостя ввуза за интересную беседу.

←Совершено покушение на мошенничество

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика