Гремя огнем, сверкая блеском стали…
Несмотря на то, что медицина была категорически против службы женщин в танковых войсках, некоторые настояли на своем. И получили звание Героя Советского Союза
Когда слушаю песни в исполнении детей, смотрю на танцы и спортивные номера, забываю, что сижу дома перед телевизором, и от души хлопаю в ладоши. А однажды, когда дети исполнили песню «Три танкиста» из кинофильма «Трактористы», вспомнил не только их отцов, но и матерей, имевших прямое отношение к танковым войскам. Вспомнил и автора боевой песни.
Еще будучи школьником, деньги я зарабатывал пилкой дров. Накопленный капитал берег для просмотра фильмов. Один из них — «Трактористы» — смотрел не менее четырех раз, и главное – из-за музыки. Ее сочинили братья Дмитрий и Самуил Покрассы. Впоследствии мне посчастливилось встретиться в Полоцке с Дмитрием. Перед выступлением в Доме офицеров мы долго беседовали о музыке, в том числе и в армии, в мирное и военное время. И конечно же, о «Трех танкистах».
…Победа в Великой Отечественной войне ковалась не только в ожесточенных сражениях на фронте, но и в беспримерной битве за металл, хлеб, топливо и сырье в тылах. Огромная масса из числа наиболее производительной прослойки трудящихся была мобилизована в армию. Кроме того, страна лишилась значительной части территории, на которой до войны проживало 40 % населения. В результате численность рабочих и служащих сократилась с 31,5 млн. человек в начале 1941 года до 15,5 млн. в конце года.
Наряду с переменами, происшедшими за годы войны в численности рабочего класса и распределении его по экономическим районам страны, изменился состав рабочих и служащих по полу, возрасту, квалификации и производственному стажу. Намного возрос процент женщин, работавших в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве: с 41-го в 1940 году до 53-х — в 1944-м. Работали они в танковой промышленности, были токарями по металлу, сварщиками металла, кузнецами и штамповщиками… Они трудились посменно, днем и ночью, без выходных, в холодных цехах, не имея настоящей теплой одежды и на мизерном продовольственном пайке… И нельзя было не преклоняться перед их мужеством и стойкостью: несмотря на грозящую опасность, не тронулись с места ленинградские заводы, выпускавшие тяжелые танки. Лица женщин сияли, когда после сборки и испытания из цеха выходили на фронт машины, восстановленные их руками, с надписью на башне «Ленинградские женщины – фронту». На заводах Ленинграда во время блокады работали и девушки шестнадцати-семнадцати лет.
К 1943 году все танковые заводы (от блокадного Ленинграда до Урала включительно) за один год достигли выпуска 3 тысяч танков. И в каждом из них был заложен женский труд.
А вот официальную просьбу женщин разрешить им сражаться на фронте в танковых войсках против заклятого врага никто не поддержал. Категорически против была и медицина.
Но все же некоторым это удалось. То были: Калинина Людмила Ивановна, военинженер 3-го ранга; Бойко Александра, гвардии младший лейтенант; Октябрьская Мария Васильевна, гвардии сержант; Логунова Мария Ивановна, гвардии старший сержант; Петлюк Екатерина Алексеевна, гвардии лейтенант; Безрукова Вера Петровна, старший сержант; Парашонок Ольга Дмитриевна, старший сержант. Они были зачислены в экипажи боевых машин механиками-водителями. Все эти женщины участвовали в боях, некоторые были ранены, награждены орденами, а Марии Октябрьской присвоено звание Героя Советского Союза.
…В прошлом году меня заинтересовала одна передача с выступлением детей. В Большом зале Дворца Республики шел творческий концерт подрастающего поколения. Живо и весело один за другим сменялись юные певцы, спортсмены, танцоры. Но вот энергичный конферансье чуть-чуть повыше ростом остальных выступающих деловито объявил: «Сейчас перед вами выступят, пожалуй, самые младшие друзья и споют песню «Три танкиста». В одинаковых шапках, тулупчиках, валенках твердой походкой под аплодисменты на сцену вышли трое детей. Остановились и, зашагав на месте, запели. Песня слушателям понравилась. Но когда юные «танкисты» покидали сцену, их товарищ, стоявший в середине тройки, снял головной убор и… все увидели, как на его плечи легли заплетенные косы с бантиками. В зрительном зале мгновенно вспыхнули бурные аплодисменты, продолжавшиеся не одну минуту.