Беларусь Наполеона Орды
11 февраля исполнилось 204 года со дня рождения великого белорусского живописца Наполеона Орды
Андрей Данилов, danilov@vayar.sml.by
Без малого 20 лет ездил по Беларуси удивительный человек. В нем сочеталось множество талантов — он писал музыку и стихотворения, рисовал картины, великолепно музицировал. Изучал математику и сражался в рядах повстанцев, дружил с Адамом Мицкевичем и руководил оперным театром в Париже, учил детей и писал письма Оноре де Бальзаку.
Но самое главное — он рисовал свою Беларусь. Ее города и местечки, костелы и площади, замки и дворцы. Более тысячи (!) его работ находятся сейчас в музеях Варшавы и Кракова.
И сегодня каждый гражданин нашей страны может увидеть хотя бы одно его произведение — на 100-тысячной белорусской купюре запечатлен Несвижский замок — таким, каким его увидел почти полтора столетия назад Наполеон Орда.
…Вторая половина XIX века. Отгремели войны и восстания, и западные губернии Российской империи погрузились в сонную тишину. Капитализм раскуривал заводские и фабричные трубы где-то в больших городах, тянул к ним нити железных дорог. А здесь, в Беларуси, в старинных дворянских имениях продолжала жить память о славных и кровавых временах. Поседевшие в битвах наполеоновских войн шляхтичи вспоминали балы и путешествия в дальние страны. Старинные часы в дворянских усадьбах неумолимо отсчитывали уходящее в прошлое Время…
Белорусский шляхтич Наполеон Орда был одним из таких дворян. Рожденный в разгар войн, которые вел знаменитый корсиканец, он и назван был в его честь. Отец, кобринский маршалок (предводитель дворянства) Михаил Орда, мечтал, что сын изберет военную карьеру. Но, когда глава семейства умер, мать, Юзефа Бутримович, рассудила, что сыну лучше быть ученым. Поэтому в родовом имении Вороцевичи (ныне — деревня в Ивановском районе Брестской области) юный Наполеон получил отличное домашнее образование. Затем была учеба в гимназии города Свислочь и на физико-математическом факультете Виленского университета — кузнице дореволюционной белорусской интеллигенции.
Как и многие студенты, в рядах тайного общества «Зоряне» Наполеон Орда вел антимонархическую пропаганду. Исключение, арест, годовое заключение в тюрьме.
Участвовал в восстании 1830–1831 годов, эмигрировал во Францию. Путешествовал по Европе, писал песни и стихи, преподавал музыку, учился в студии мастера «архитектурного пейзажа» Пьера Жерара.
В 1856 году после объявления амнистии вернулся на Родину. Бедствовал, голодал, скитался по чужим углам. Опять тюрьма, нищета, обыски…
Можно было бы озлобиться, вернуться в Париж и забыть и царя, и повстанцев, и тюремные камеры. А он остался. Остался, чтобы рисовать родную Беларусь. Более 300 картин посвятил он своему Отечеству. Еще на 700 полотнах запечатлены Украина, Польша, Испания, Франция, Германия и Португалия.
Акварели Орды — молчаливое напоминание о величии средневековой Беларуси. Руины старинных замков воскрешают в памяти лица и костюмы могущественных магнатов, их гордых и верных жен. Полотна художника заставляют зрителя думать, задавать вопросы. Вернется ли то славное время? Где сейчас хозяева этих величественных развалин? Как превозмочь непроходимую бедность, гнездившуюся под соломенными крышами хатенок, прилепившихся к древним стенам?
Художник запечатлевал свое Настоящее, которое сегодня стало Прошлым. Восстановлены замки, вместо хаток выросли коттеджи и взметнулись к небу многоэтажки. Но почему, когда мы из нашего светлого времени смотрим на Прошлое Наполеона Орды, нас охватывает грусть?
Наверное, где-то в глубинах наших душ, в подсознании до сих пор живет память о тех временах, когда вся Беларусь лежала в развалинах. Слишком часто такое бывало в нашей истории…
Акварель — произведение недолговечное. Чтобы сохранить и, главное, тиражировать произведения белорусского живописца, его картины начали печатать литографическим способом, при помощи специальных камней. Литографический камень — специально подготовленная известняковая пластина, на которую наносится краска.
Благодаря большим тиражам черно-белые литографии Наполеона Орды получили большую известность. Не было практически ни одного дома, ни одного музея, в котором не имелись бы его произведения.
Впрочем, самому художнику слава была уже не нужна. В 1883 году в возрасте 76 лет он скончался в Варшаве. Согласно завещанию, похоронен был на родине — в фамильном склепе семьи Орды в Иванове.
Прошли десятилетия. Опять в спокойный край наш хлынули огненными дождями войны. И вдруг литографии Наполеона Орды как бы обрели вторую жизнь. Все дело в том, что к середине прошлого, ХХ века уже не осталось многих из тех зданий и руин, которые нарисовал белорусский график. И его произведения остались чуть ли не единственными документальными подтверждениями нашего славного прошлого.
Сейчас литографии Орды известны каждому белорусскому школьнику, каждому культурному гражданину нашей республики.
Его рисунки — это черно-белое воспоминание о славной белорусской истории.
Его рисунки — это черно-белое напоминание о том, что люди могут иметь короткую память…