Стоим перед выбором: коммерческая организация с иностранными инвестициями или иностранное представительство?
Иностранные организации, желающие осуществлять деятельность на территории Республики Беларусь, зачастую стоят перед выбором: создавать юридическое лицо в виде коммерческой организации с иностранными инвестициями или же открывать иностранное представительство? Основным отличием между указанными формами является то, что организация с иностранными инвестициями создается для занятия предпринимательской деятельностью, т.е. в целях извлечения прибыли, а представительство создается для представления интересов зарубежной компании на территории Республики Беларусь.
КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ
В соответствии со ст. 80 Инвестиционного кодекса (далее — ИК) под коммерческой организацией с иностранными инвестициями понимается юридическое лицо, в уставном фонде которого частично или полностью используются иностранные инвестиции. ИК выделяет два вида коммерческих организаций с иностранными инвестициями: коммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации.
Коммерческой совместной организацией на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь.
Коммерческой иностранной организацией является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 %.
ИК выделяет следующие пути создания коммерческой организации с иностранными инвестициями:
— учреждение коммерческой организации с иностранными инвестициями;
— приобретение иностранным инвестором доли участия (акций) в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций;
— приобретение предприятия как имущественного комплекса в целом, собственником которого не является иностранный инвестор, или его части.
Юридические лица приобретают статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями с даты государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
Необходимо также отметить, что законодательством установлен минимальный вклад иностранного инвестора в уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями. В частности, ст. 81 ИК установлено, что решение о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями принимается ее учредителями (участниками) самостоятельно, включая случаи приобретения иностранным инвестором в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций доли участия (акций), в результате чего размер иностранных инвестиций в уставном фонде составит сумму не менее 20 000 долларов США в эквиваленте.
ИК установлено, что коммерческая организация с иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законодательством Республики Беларусь и соответствуют целям, предусмотренным в учредительных документах данной организации.
Особые требования ИК предъявляет и к формированию уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями. Объявленный в уставе (учредительном договоре — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями должен быть сформирован не менее чем на 50 % в течение первого года с даты государственной регистрации этой организации за счет внесения в него каждым из учредителей (участников) не менее 50 % своей доли и в полном объеме — до истечения двух лет с даты государственной регистрации. Данное требование не распространяется на организации с иностранными инвестициями, созданные в форме открытого акционерного общества, объявленный в уставе уставный фонд которых должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации такой организации. При этом срок формирования уставного фонда может быть продлен регистрирующим органом на срок до шести месяцев со дня окончания соответствующего срока формирования уставного фонда.
СОЗДАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Анализ норм, регламентирующих порядок создания и деятельности коммерческих организаций с иностранными инвестициями, позволяет сделать вывод, что коммерческие организации с иностранными инвестициями обладают особым статусом, однако ИК не устанавливает для таких организаций существенно льготных режимов по уплате налогов, сборов (пошлин), при осуществлении внешнеторговой деятельности, при амортизационных отчислениях, при распоряжении валютной выручкой и т.д.
В связи с этим создание юридического лица в виде коммерческой организации с иностранными инвестициями не всегда является обоснованным шагом, и иностранные организации используют иной правовой механизм — создание представительства на территории Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 511 Гражданского кодекса представительством иностранной организации является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов иностранной организации и иные не противоречащие законодательству функции.
Не допускается создание представительств иностранных организаций, деятельность которых направлена на свержение либо насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды, а также деятельность которых может причинить ущерб правам и законным интересам граждан.
Представительство иностранной организации считается созданным на территории Республики Беларусь с момента получения разрешения на его открытие в установленном законодательством порядке.
В соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденным постановлением Совмина от 22.07.1997 № 929 (далее — Положение), представительства юридических лиц и иных организаций, зарегистрированных в установленном порядке в иностранном государстве, административно-территориальных единиц иностранных государств (далее — организации) открываются и осуществляют деятельность на территории Республики Беларусь на основании разрешений, выдаваемых МИДом, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
Представительство организации не является юридическим лицом.
В соответствии с п. 3 Положения представительства организаций могут быть открыты в целях осуществления деятельности от имени и по поручению представляемой им организации, наименование которой указано в разрешении на открытие представительства, в т.ч.:
для представительства коммерческой организации:
— эффективного содействия реализации международных договоров Республики Беларусь о сотрудничестве в сфере торговли, экономики, финансов, науки и техники, транспорта, поиска возможностей для их дальнейшего развития, совершенствования форм этого сотрудничества, установления и расширения объема экономической, коммерческой и научно-технической информации;
— изучения товарных рынков Республики Беларусь;
— изучения возможностей для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;
— создания иностранных и совместных предприятий;
— содействия развитию торгово-экономических связей между странами;
— представления и защиты интересов коммерческой организации;
— продажи билетов и бронирования мест компаний авиационного, железнодорожного, автомобильного и морского транспорта;
— осуществления деятельности в других, в т.ч. общественно полезных целях, не запрещенных законодательством Республики Беларусь для этих представительств;
для представительства некоммерческой организации:
— социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;
— подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
— оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, этнических, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
— содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, этнических и религиозных конфликтов;
— содействия укреплению престижа семьи в обществе;
— содействия защите материнства, детства и отцовства;
— содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
— содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
— содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
— охраны окружающей среды и защиты животных;
— охраны и должного содержания зданий, иных объектов и территорий, имеющих историческое, культурное, культовое или природоохранное значение, и мест захоронения;
— в иных общественно полезных целях.
В то же время представительства организаций вправе заниматься предпринимательской деятельностью на территории Республики Беларусь только от имени и по поручению представляемой им организации.
В связи с этим необходимо сказать, что в соответствии с Инструкцией о порядке учета плательщиков налогов, сборов (пошлин) (иных обязанных лиц) в налоговых органах Республики Беларусь, утвержденной постановлением МНС от 31.12.2003 № 127, иностранной организации в каждом из нижеперечисленных случаев присваиваются УНП со следующими типами:
«представительство» — для иностранной организации, получившей в МИДе или ином уполномоченном органе разрешение на открытие представительства и не предполагающей заниматься предпринимательской деятельностью на территории Республики Беларусь;
«постоянное представительство» — для иностранной организации, получившей в МИДе или ином уполномоченном органе разрешение на открытие представительства, осуществляющей предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь через обособленное структурное подразделение (учреждение), признаваемое постоянным представительством иностранной организации.
Понятие постоянного представительства закреплено в ст. 139 Особенной части Налогового кодекса (далее — НК). Постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, признается:
— обособленное структурное подразделение (учреждение), через которое осуществляется предпринимательская и иная деятельность иностранной организации на территории Республики Беларусь, в т.ч.:
место производства и (или) реализации продукции;
место реализации товаров, имущественных прав, выполнения работ, оказания услуг, осуществления иной деятельности, за исключением предусмотренной абзацами вторым — пятым части первой п. 5 ст. 139 НК;
— организация или физическое лицо, осуществляющие деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеющие и использующие полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий.
В соответствии с п. 3 постановления Президиума ВХС от 03.06.2004 № 19 «О некоторых вопросах определения критериев постоянного представительства для целей налогообложения» понятие «постоянное представительство» носит не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность иностранной организации, с которой связывается возникновение обязанности уплачивать налог на прибыль в Республике Беларусь.
До появления у иностранной организации постоянного представительства для целей налогообложения в Республике Беларусь такая организация не рассматривается как лицо, участвующее в экономическом обороте Республики Беларусь, для распространения на получаемые иностранной организацией доходы полной налоговой юрисдикции Республики Беларусь. Прибыль иностранной организации может подлежать налогообложению в Республике Беларусь лишь в том случае, если она получена в результате деятельности иностранной организации в Республике Беларусь, образующей постоянное представительство для целей налогообложения, и лишь в той части, которая непосредственно относится к деятельности постоянного представительства. Прибыль от любой иной деятельности не является объектом налогообложения в Республике Беларусь ввиду отсутствия экономических и юридических обстоятельств, указывающих на связь между степенью присутствия иностранной организации (т.е. осуществлением предпринимательской деятельности через постоянное представительство) и доходами, полученными иностранной организацией в Республике Беларусь в результате такого присутствия.
Для получения разрешения на открытие представительства в МИД представляют следующие документы:
— заявление, в котором должно быть указано:
цель (цели) открытия представительства;
полное наименование организации;
дата создания организации;
место нахождения главного офиса;
описание деятельности организации;
сведения о лицах, уполномоченных вести дела от имени организации в Республике Беларусь;
срок, на который открывается представительство;
— копии учредительных документов организации, легализованные в установленном порядке;
— копию документа, подтверждающего государственную регистрацию организации в уполномоченном органе страны-заявителя (выписку из торгового реестра, сертификат о регистрации организации и т.д.), легализованную в установленном порядке;
— доверенность на руководителя представительства, легализованную в установленном порядке;
— положение о представительстве, утвержденное организацией, в котором указывается цель (цели) открытия представительства на территории Республики Беларусь, адрес, организационная структура, компетенция руководителя представительства, порядок закрытия представительства;
— легализованную в установленном порядке доверенность на лицо, уполномоченное осуществлять действия, связанные с открытием представительства;
— оригинал документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за получение разрешения на открытие представительства.
Представительство организации имеет право осуществлять деятельность, направленную на достижение целей, ради которых оно открыто, с момента получения разрешения на открытие представительства.