Интервью возле шахматных клеточек
Юлия Гладкая © Фото из архива Анастасии Зезюлькиной
Когда тебе пятнадцать лет и ты имеешь звание чемпионки мира по шахматам, больше всего не хочется останавливаться на достигнутом. Анастасия Зезюлькина — самая юная чемпионка в истории белорусских шахмат. А еще она удивительно обаятельная и умная девушка.
«В будущем собираюсь стать тренером»
— Я родилась в семье шахматистов, — начинает разговор Настя. — Мои родители — тренеры по шахматам, преподают в СДЮШОР № 11, дядя — международный гроссмейстер, а дедушка хорошо играет на любительском уровне. Именно он и научил меня играть в шахматы. Представьте, жаркий летний денек, дача, делать нечего. Тут дедушка достает шахматы и начинает объяснять, как «ходят» фигуры. Мне тогда лет пять было.
Дома устраивали семейные соревнования. Победитель освобождался от мытья посуды. А на свой первый выигрыш я купила белого плюшевого медведя. Всегда хотела такую игрушку и заработала на нее сама!
Признаться, какое-то время я думала, что, участвуя во всевозможных соревнованиях, можно побывать в разных странах. Но теперь все по-другому: хочу поступить в университет физкультуры на специализацию «шахматы», а в будущем собираюсь стать тренером.
В октябре 2010-го я победила на чемпионате мира по шахматам среди девушек до 16 лет в Греции. Приятный ветерок, пляж, море… А я ни разу не искупалась! На турнирах нельзя расслабляться, терять нужный настрой, ведь каждой партии предшествует длительная подготовка. Другие участники купались — и результаты хуже… Но звездной болезни у меня нет, я добилась всего благодаря каждодневному труду, а не по мановению волшебной палочки. В конце ноября в Турции на Всемирной юношеской олимпиаде я стала третьей. Теперь думаю, как школьную программу наверстать: одноклассники столько прошли! Хорошо, что друзья помогают, да и учителя объясняют и поддерживают. В первой четверти ходила на уроки всего две недели, но стараюсь учиться на отлично.
«Такое ощущение, что мы жили на заправке»
— За полтора года у меня было двадцать восемь перелетов, поэтому самолетов и высоты я не боюсь, привыкла уже. Но летать не люблю, уши закладывает, — улыбается Настя. — Правда, посмотреть толком ничего не удается, только виза в паспорте на память. Пару лет назад была на турнире во Франции. Жили в городке Бельфор: выйти на улицу страшно, какой-то арабский квартал, вокруг ничего. Такое ощущение, что мы жили на заправке. Только вдали замок был виден. Когда ездила в Болгарию, участвовало всего пять команд — сыграли только четыре партии. Времени было совсем мало, тоже ничего посмотреть не удалось. Очень хочу посмотреть Париж и Лондон! Там я бы точно прогулялась по улицам, сходила в музеи, посидела в кафе… Но турниров в этих городах не проводят. Зато ближайший чемпионат мира будет в Бразилии, так что у меня есть прекрасная возможность побывать на другом континенте.
Играть с титулованными
соперниками легче!
— На чемпионате мира я не проиграла ни одной грузинке, — признается моя собеседница, — хотя сборная Грузии считается одной из самых сильных команд. Играть с соперниками, которые взрослее или сильнее тебя, наоборот, легче! Если проиграешь, ну что же, ничего страшного, а если выиграешь — уже достижение. Правда, сейчас на мне немаленькая ответственность, поэтому к любой игре нужно подходить очень серьезно. А вообще мой тренер гроссмейстер Вячеслав Дыдышко всегда советует мне играть на перспективу. Есть два стиля игры: на результат, когда важна только победа, и красивая игра, суть которой — достойно выступить и показать свои возможности. Кстати, если придерживаться второй модели, результаты получаются выше.
Во время партии во мне кипит буря эмоций: могу ругать себя за неправильный ход, спорить с самой собой, просчитывать ходы наперед. Но на лице настоящего шахматиста эмоций не увидишь. Он предельно сосредоточен и спокоен. Моя самая длинная партия длилась около шести часов: никаких разговоров, только ты, соперник и доска. Конечно, можно попить воды или съесть шоколадку. Все ходы записываю в специальную тетрадь, потом анализирую и провожу «работу над ошибками». Бывали случаи, что игрок засыпал в ходе партии, но я сама не видела, рассказывали другие шахматисты. Очень важно соблюдать режим дня: ложиться спать не позже одиннадцати вечера, хорошо отдыхать перед турниром.
Лучший подарок для шахматиста — шахматы?
— Не понимаю, почему все вокруг считают, что шахматистам не хватает шахмат, — удивляется Настя. — Да некоторые уже смотреть на них не могут! Приезжаешь на турнир, и все продавцы достают шахматы. Думают, наверное, что у участников их нет. Конечно, есть коллекционеры, они с удовольствием купят двадцать первую коробку с необычными фигурами. У нас дома есть шахматы из слоновой кости, но ими не поиграешь — беречь нужно. Знаю, что в год Свиньи была выпущена серия шахмат, где каждая фигура — свинка. Весело!
«Ливень был такой,
что смыло весь первый этаж!»
— Иногда во время турниров случаются стихийные бедствия, — рассказывает шахматистка. — Так, в 2006 году в Черногории ночью была сильная гроза: ветер, молния, дождь... Утром, когда все стихло, я выглянула в окно: все залито водой, плавают столы, стулья, какие-то предметы…
А в Греции на день отключили электричество. Для подготовки необходимы компьютеры: нужно просмотреть партии соперника — их в базе бывает до тысячи. На это уходит много времени. Аккумуляторы не выдерживали и разряжались. Работать было просто невозможно. Но мы заранее подготовились, поэтому такое «обесточивание» не застало меня врасплох.
Так сложилось, что шахматы стали частью меня. Деревянные фигурки увлекли в свой чудесный мир, научили работать, открыли новые возможности. Теперь моя цель — стать чемпионкой мира среди взрослых. Трудно объяснить, почему я люблю шахматы. В одном я уверена: эта любовь взаимна.