Спласной волеизъявлец
20.12.2010
—
Разное
То, что на глобусе мира существуют как минимум две Беларуси - одна та, о которой слагают гимны чэсныя госСМИ, и та, президента которой требуют порвать на тряпки СМИ нячэсныя, - давно стало аксиомой. Эти две Беларуси находятся далеко друг от друга, имеют мало точек соприкосновения, а в дни народного волеизъявления и вовсе расходятся по разным полюсам планеты. Воскресенье 19 декабря 2010г. не стало исключением из правил.
Впрочем, любопытные явления в эфире белорусских телеканалов начались уже накануне дня X. Так, 18 декабря маленькое политическое харакири сделал не состоявшийся кандидат в президенты Сергей Гайдукевич. «Ну, проиграли! Всем понятно, и вам тоже», - обратился он к альтернативным кандидатам со всех «кнопок» государственного ТВ, после чего обвинил кандидатов в «сплаСном косноязычии» и поинтересовался: «Зачем зовете людей на площадь? За кого из девятерых зовете голосовать? Разве можно, господа кандидаты, из-за своей личной беспомощности идти на настоящую политическую провокацию по отношению к нашим белорусским гражданам?» Сей пламенный спич, прозвучавший в унисон с заклинаниями официальной пропаганды и навеявший сакраментальное «чем выше любовь, тем ниже поцелуи», уважающим себя белорусским избирателям наверняка запомнится надолго.
ГЛУХОВКА РУЛИТ
Четыре года назад, утром 19 марта, по всем государственным телеканалам пронеслись две новости: первая - о том, что, по данным на 10.00, явка избирателей составила почти 40%, вторая - что, по данным эксит-полла, проведенного Белорусским комитетом молодежных организаций, за Александра Лукашенко отдали свои голоса 83,5% проголосовавших. На этот раз телеканалы решили пощадить интеллектуальные чувства белорусов: появившись на телеэкранах в 10.00, председатель ЦИК Лидия Ермошина сообщила, что досрочно в республике проголосовали 23% граждан - на 8% меньше, чем в марте 2006г. О том, сколько избирателей отдали свои голоса за действующего президента, при этом озвучено не было.
Председателя Центризбиркома взволновал инцидент в деревне Глуховка Гомельского района, где в ночь на 19-е синим пламенем запылал участок для голосования. Возгорание самоотверженно потушил героический милиционер, дежуривший ночью на участке, что дало Ермошиной повод лишний раз метнуть камень в ту сторону баррикад: «Если бы ночью дежурили наблюдатели, то не думаю, что они действовали бы так эффективно. В лучшем случае вызвали бы пожарную».
Избиркомовскую команду всполошил также стук, который во время голосования одного из наблюдателей «донесся из урны» на одном из минских участков. Видимо, на следующие выборы для дежурства на избирательных участках придется ставить не только несгораемых милиционеров, но и охотников за полтергейстом.
«ТАК, КАК Я ЭТОГО ХОЧУ…»
Важной составляющей воскресного телеэфира стали опросы избирателей - рядовых и не очень. Наивно было, конечно, предполагать, что государственные телеканалы пустят в эфир мнения типа «пора менять лысую резину», но хоть какое-то разнообразие в череду однообразных здравиц можно было внести!
Можно, да не нужно. Мнения избирателей, схваченных за рукав на участках, традиционно укладывались в формулировку: «Мы голосуем за счастливое будущее своей страны, за процветание, за стабильность». Даже юморист Вадим Галыгин, настигнутый на территории белорусского посольства в Москве, не разбавил розовых слюней, выказав уверенность в том, что выборы пройдут «демократично, хорошо и правильно».
Естественно, львиная доля эфира была отведена под мнение главного избирателя страны, около полудня появившегося на избирательном участке N1. Президент подчеркнул, что готов сотрудничать «с кем угодно, с оппозицией, неоппозицией, но с людьми, которые хотят жить в своей стране, обеспечить ее независимость и которые хотят, чтобы наша страна была красивой и спокойной. Так, как я этого хочу».
Заявив, что с «бандитами и диверсантами» он никакого дела иметь не хочет, президент заметил: «Среди моих альтернативных кандидатов есть немного, но нормальных людей, вменяемых». На вопрос журналистов, за кого проголосовал лично он, Лукашенко отшутился, сославшись на волю Коли: «Мне сынишка сказал, ты, папа, не говори, за кого мы голосовали. У нас тайное голосование».
БЛОК АДА
А в это время на другом полюсе политического глобуса было не до шуток. Около полудня на интернет-ресурсе «Хартия’97» появилось сообщение, что сайт «в течение 9 минут атаковали с помощью распределенной ботнет-сети. Очевидно, это была тестовая атака накануне массированного нападения». Как в воду глядели.
После полудня началась массовое исчезновение из интернет-эфира оппозиционных сайтов. К вечеру белорусские интернет-пользователи были почти полностью лишены доступа к таким ресурсам, как «Хартия’97», «Солидарность», «Белорусский партизан», «Говори правду», интернет-страницам ряда оппозиционных структур, включая сайты альтернативных кандидатов.
Те ресурсы «бандитов и диверсантов», которые не были блокированы, ближе к вечеру начали публиковать данные независимых эксит-поллов, которые провели компании, названные секретарем Центризбиркома Николаем Лозовиком«самозванцами». По данным этих эксит-поллов, рейтинг Лукашенко на протяжении дня колебался в районе 40%, а рейтинг альтернативных кандидатов в общей сложности составил 42%. Бодрые дикторы белорусского телевидения в это же время озвучивали данные официальных эксит-поллов, дающие действующему президенту более 76% голосов избирателей.
В 21.00 Лозовик озвучил данные по закрытым избирательным участкам, согласно которым 97,5% избирателей отдали свои голоса за Александра Лукашенко, а ведущая «Панорамы» сделала знаменательную оговорку по Фрейду: «Чуть более часа назад завершился подсчет… ой, простите, начался подсчет голосов».
Сколько средств поступило в избирательные фонды кандидатов в президенты РБ и сколько было израсходовано (на 14.12.2010г.):