Икринка, мечтающая о свободе. По инициативе Минприроды началось зарыбление рек рыбами, которые по праву считаются ровесниками динозавров
Стерлядь – «белорусская» представительница осетровых, зародившихся еще 250 миллионов лет назад, чуть было не последовала вслед за динозаврами. С той лишь разницей, что если доисторическим ящерам исчезнуть с лица земли «помогли», по разным гипотезам, похолодание, падение астероида или нехватка пищи (по большому счету, природные факторы), то стерлядь стала жертвой людей. Загрязнение рек и массовое браконьерство «переселили» некогда промысловую рыбу из рек в Красную книгу Беларуси, России, Украины, Международного союза охраны природы. Лишь недавно в нашей стране начали предприниматься шаги по восстановлению численности этого ценного вида рыб.
Для каждой рыбки — свой “домик”
19 октября в рамках Международного года биологического разнообразия по инициативе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и при поддержке Программы развития ООН было проведено зарыбление стерлядью реки Припять в Лунинецком районе.Выбранный участок реки расположен на территории республиканского ландшафтного заказника “Средняя Припять”, где влияние человека на водоток минимизировано, а качество воды идеально соответствует вкусам стерляди.Всего в воду выпустили около пятисот особей стерляди в возрасте трех лет. Этого количества рыбы должно быть достаточно для создания нескольких локальных популяций. Через два года, если расчеты ученых подтвердятся, рыбки обзаведутся первым потомством. А в связи с тем что стерлядь нерестится раз в два года, в следующем году зарыбление повторят.— Пока речи о восстановлении численности стерляди до пределов семидесятых годов прошлого столетия, когда она являлась промысловым видом рыб, не идет, — рассказал начальник отдела биологического разнообразия Минприроды Александр Гиряев. — Цель нынешней акции — создать несколько локальных популяций редкой рыбы для изучения. Хотя в дальнейшем при целенаправленной работе увеличение количества стерляди в водотоках Беларуси вполне реально и логично.Дальнейшая судьба стерляжьей “семейки” у специалистов министерства и ученых опасений не вызывает. Эти осетровые не склонны к длительным миграциям, они ограничиваются передвижениями на 10—15 километров от своего “дома”. Так что за пределы безопасного заказника не выплывут. Опыт зарыбления реки Березины в 2006 году уже показал, что стерлядь, как и полвека назад, хорошо развивается и размножается. При благоприятном стечении обстоятельств уже в первый год нереста популяция “новой” рыбы возрастет на 20—25 процентов. Руководство “Средней Припяти” намерено взять в аренду участок реки на территории заказника и продолжить начатую Минприроды работу.Идея октябрьского зарыбления Припяти принадлежала Мин-природы, но воплотилась в пилотном проекте Программы развития ООН. Однако это вовсе не означает, что усилия по восстановлению численности ценных видов рыб в водоемах и водотоках на этом прекратятся.— Решением коллегии Минприроды от 23 октября 2009 года нами был утвержден целый перечень мероприятий, направленных на сохранение красно-книжных видов как растений, так и животных, — рассказал Александр Гиряев. — Причем это касается не только стерляди.
Кто следующий в очереди?
Сегодня в Красной книге Беларуси 11 видов рыб, каждый из которых ждет, чтобы на него обратили внимание специалисты. Для того чтобы начать восстанавливать популяции водных обитателей в дикой природе, необходимо создать так называемые маточные стада в рыбхозах. Еще несколько лет назад подобная работа была невозможна. Угодья рыбхозов — пруды, инкубационные цеха — были “заточены” под выращивание товарного карпа и не годились для разведения иных, более деликатных видов рыб. Однако Республиканской программой развития рыбной отрасли на 2006—2010 годы были предусмотрены меры по реконструкции и переоснащению рыбхозов департамента по мелиорации и водным ресурсам для выращивания и “краснокнижников”. Сегодня эта работа успешно завершена. Планируется сформировать маточные стада краснокнижных рыб — своеобразный стратегический запас. Технологии их выращивания изучены на примере стерляди, которая в ряде хозяйств уже разводится в качестве товарной. Следующие в очереди — особо ценные лососевые: кумжа и семга. А затем, скорее всего, настанет черед и остальных “редкостей”.Разумеется, пройдет не одно десятилетие, пока популяция белорусских рыб восстановится полностью, за этим будет стоять огромный труд ученых и практиков. Радует то, что шаги в этом направлении предпринимаются. Получается со стерлядью, получится и с остальными.