Игорный бизнес: новый лицензирующий орган, новые требования
1 сентября 2010 г. подписан Указ Президента № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Указ). Указом утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности (далее – Положение). Глава 16 Положения посвящена лицензированию деятельности в сфере игорного бизнеса.
В соответствии с п. 156 Положения лицензирование деятельности в сфере игорного бизнеса будет осуществлять МНС. Ранее данные функции были возложены на Минспорта и туризма.
Право на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса имеют только юридические лица (п. 158 Положения).
Деятельность в сфере игорного бизнеса имеет следующие составляющие работы и услуги:
содержание казино;
содержание зала игровых автоматов;
содержание тотализатора;
содержание букмекерской конторы.
Положение существенно ужесточило лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии. В частности, в соответствии с п. 159 Положения к ним относятся:
— наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица, для которого работа у данного нанимателя является основным местом работы, стажа работы в сфере игорного бизнеса в должности руководителя или заместителя руководителя юридического лица Республики Беларусь (за исключением работы по совместительству) либо в качестве индивидуального предпринимателя, зарегистрированного на территории Республики Беларусь, не менее 7 лет (ранее данный стаж работы должен был составлять не менее 3 лет);
— наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании помещения, соответствующего требованиям законодательства, необходимого для осуществления лицензируемой деятельности;
— наличие акта соответствующего территориального органа внутренних дел об обследовании помещения, в котором предполагается осуществлять лицензируемую деятельность, свидетельствующего об отсутствии препятствий для выдачи лицензии.
Для получения лицензии ее соискатель представляет в МНС следующие документы:
1) заявление о выдаче лицензии;
2) копии учредительных документов юридического лица, документа, свидетельствующего о проведении государственной регистрации юридического лица;
3) легализованная выписка из торгового реестра страны, в которой иностранная организация учреждена, или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения;
4) документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии;
5) копия трудовой книжки руководителя или заместителя руководителя;
6) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании помещения, необходимого для осуществления лицензируемой деятельности;
7) согласие соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа на размещение игорного заведения (ранее данный документ не требовался);
8) акт соответствующего территориального органа внутренних дел об обследовании помещения, в котором предполагается осуществлять лицензируемую деятельность.
Кроме того, Положение также четко определяет лицензионные требования и условия, предъявляемые к лицензиату. К ним относятся:
— лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии;
— соблюдение требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими лицензируемую деятельность, в т.ч. порядка сертификации, технического обслуживания игрового оборудования, регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в налоговых органах;
— обеспечение:
своевременной уплаты налога на игорный бизнес;
выплаты выигрыша (возврата несыгравших ставок) в соответствии с правилами азартной игры, а в случае отсутствия необходимой суммы наличных денежных средств в кассе игорного заведения – в течение 24 часов с момента обращения участника азартной игры за получением выигрыша (возвратом несыгравших ставок);
охраны игорного заведения и безопасности его посетителей;
— нахождение в игорном заведении игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов и касс букмекерских контор, зарегистрированных в налоговых органах и принадлежащих лицензиату на праве собственности или хозяйственного ведения.
Должное внимание необходимо также уделить и особому лицензионному требованию (условию), так как его нарушение является грубым нарушением законодательства о лицензировании. Особым лицензионным требованием (условием) является выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в игорных заведениях, местонахождение которых указано в лицензии.
В соответствии с п. 82 Положения в случае выявления лицензирующим или другим контролирующим (надзорным) органом грубого нарушения лицензиатом (его работником, обособленным подразделением, в т.ч. филиалом) законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий или иных нарушений, являющихся основанием для прекращения действия лицензии в соответствии с законодательными актами, регулирующими соответствующий лицензируемый вид деятельности, лицензирующий орган, выдавший лицензию, принимает решение о прекращении ее действия в порядке, установленном настоящим Положением.
К грубым нарушениям законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий Положение (п. 165) относит:
несоблюдение особого лицензионного требования (условия);
несоблюдение требований и условий, установленных законодательными актами, регулирующими лицензируемую деятельность;
неуплату (неполную уплату) налога на игорный бизнес в течение 2 месяцев подряд.
Кроме того, Указ устанавливает обязанность юридических лиц до 1 марта 2010 г.:
обеспечить выполнение лицензионных требований и условий, предусмотренных Указом, если такие требования и условия изменяются по отношению к лицензионным требованиям и условиям, определенным актами законодательства, действовавшими до 1 января 2011 г.;
предоставить информацию об обеспечении выполнения лицензионных требований и условий в лицензирующий орган.
Указом также установлено, что лицензии, оформленные на бланках, изготовленных до вступления в силу Указа, подлежат замене на новые, утвержденные Указом, при внесении в старые лицензии изменений и (или) дополнений или продлении срока их действия.
Указ вступает в силу с 1 января 2011 г.
Вместе с тем юридические лица вправе осуществлять деятельность на основании лицензий, выданных до 1 января 2010 г., до истечения срока их действия.
М.А. ЛЕГКОВ, главный юрисконсульт юридического отдела Минспорта