Государство как «фабрика грёз»
13.09.2010
—
Разное
Со времен становления Голливуда кинематограф вполне заслуженно именуется фабрикой грез. Его образы - как идеальные, так и заслуживающие порицания - сформировали мировоззрение нескольких поколений граждан подавляющего большинства государств. Само перечисление крупнейших кинодержав современного мира свидетельствует о том, что индустрию этого искусства можно организовывать на практически любой технической базе, имеющей отношение хотя бы к концу ХХ в.
Был бы предложен качественный или хотя бы затейливо-колоритный исходный материал, а рынок благодарных потребителей, безусловно, со временем сформируется. Сегодня - с большим отрывом от остальных - преуспевают, в первую очередь, мастера из США (приводящие в восторг всех без исключения), Индии (успешно работающие для романтиков Азии), а также Нигерии (удовлетворяющие специфические культурные потребности обитателей Африки).
Поскольку амбиции белорусского руководства неизменно склоняются к космическим масштабам всех собственных начинаний, коснулась эта роковая мода и отечественной кинопромышленности.
При встрече президента Лукашенко со студентами БГУ каких-то два года назад речь шла о создании в ближайшей перспективе своего рода белорусского Голливуда, а руководство киностудии «Беларусьфильм» в период раздачи стартовых обещаний вообще замахнулось на получение в скором времени первого национального «Оскара».
Но уже в 2009г., открывая в Минске кинотеатр «Беларусь», Лукашенко пригрозил нерадивым мастерам культуры, что больше не позволит им безответственно залезать в бюджет и тем более не станет ждать 15 лет, пока «Беларусьфильм» заработает хоть какие-то деньги. По словам же президента, сказанным 9 сентября т.г. на встрече с деятелями культуры, с 2006г. по 2009г. государственные вложения в производство кинофильмов возросли в пять раз (в сумме составив почти Br60 млрд.). Однако ничего путного достигнуто так и не было. Доходы от продажи фильмов составили мизерную часть от затраченных средств.
Более того, с наиглавнейшей точки зрения, кинематограф суверенной Беларуси за два десятилетия оказался не в состоянии создать высокохудожественный фильм, достойный называться национальным проектом.
Причины столь плачевного положения вещей, как ни странно, не так просты для понимания. Непримиримая оппозиция вспомнит провалы во внешней политике, завершившиеся уже полноформатной «холодной войной» с Россией; вынужденную некомпетентность правительства, неустанно наращивающего в предвыборных целях внешний долг; служебные подлоги на уровне высочайших совещаний; ту же - тесно связанную со всем предыдущим - деградацию кино. И вполне справедливо заявит: все это звенья одной цепи.
Для начального оказания помощи местным кудесникам предложим показательный сюжет для первоклассного «фильма ужасов». В телеверсии одного важнейшего мероприятия чиновник самого первого ряда докладывает о многомиллиардных инвестициях в экономику Беларуси. Другой (не менее значимый) обращает внимание на, мягко говоря, неадекватность этих данных (они приукрашены раз в 10). Тот же, кто «немного превыше бога», согласившись с критикой, оставляет первого на его служебном месте. Если сравнить с решительными кадровыми практиками начала президентства - это реально мазохистский ужастик.
В действительности же ситуация намного хуже. Вся наша страна давно задействована в качестве единой массовки в постановке монументального 4D-блокбастера «Сильная и процветающая Беларусь». За этой трагикомедией тем не менее следит - но, увы, бесплатно! - весь мир.
Пока на дешевый зрительский успех вкалывают все граждане без исключения, профессионалам на съемочных площадках делать нечего.