Ход коктейлем

Источник материала:  
06.09.2010 — Разное


16 июля Александр Лукашенко заявил о том, что Беларусь не будет отвечать на грязь, выливаемую Россией. Все эти фильмы не про нас, а про них, они про самих себя снимают, - мудро заметил глава государства позже. Информационная канонада стала затихать, ведь что за интерес бить по врагу, когда он даже не защищается? И вот, в самое неподходящее время, за неделю до того как белорусский парламент назначит дату президентских выборов, Минск шарахнул по Москве изо всех стволов. Получилось красиво, но о последствиях думать страшно.


Российское посольство в Минске чем только раньше не забрасывали. Даже гранатой как-то пару лет назад в него пульнули. Но никогда подобные хулиганские выходки не превращались в тему для выяснения отношений на государственном уровне. Россия - после того как поздно вечером 30 августа неизвестные бросили на территорию посольства РФ в РБ две бутылки с «коктейлем Молотова» - подлила масла в огонь и сделала все, чтобы скандализировать инцидент. Вслед за заявлением МИДа, которому реагировать было положено по статусу, раскрыли рты многочисленные комментаторы, чутко улавливающие текущий градус в отношениях двух стран.

Глава политического комитета «Единой России» Алексей Чадаев заявил, что Беларусь - маленькая страна, все «борцы с режимом» под колпаком спецслужб, допустить, что кто-то спланировал и осуществил такую серьезную акцию без ведома спецслужб, невозможно.

Все уже привыкли к молчанию белорусского президента, а потому, когда 1 сентября - в День знаний на открытии новой школы в Боровлянах - он вдруг заговорил об этом инциденте, а вместе с ним - об информационном давлении на свою семью, а вместе с давлением - о России и «тандеме», о «ворах», «подонках» и «негодяях», выглядело это принципиально новым поворотом в ситуации.


«Скорее всего, наверное, им нужен был этот инцидент, чтобы показать: вот видите, какое там правительство, Лукашенко, который чуть ли не сам устроил этот теракт, как они его называют, и подожгли автомобиль российского посольства. Подонки и негодяи», - заявил Лукашенко. В связи с этим он назвал версию о причастности России к инциденту«интересной версией».

«Что касается этой быстрой обвинительной реакции со стороны России, то я начинаю подумывать о том, кому это надо было, - продолжил он. - Нам это надо было с чередой этих пропагандистских фильмов? Ну уж никак нам это не надо было. Тем более - белорусскому президенту это во вред. Поэтому спихивать это на то, что мы знали и не предотвратили... Это подонки и идиоты».

Но этим президент не ограничился. Внезапно он решил сорвать печать молчания с темы фильмов «Крестный батька», заявив, что «это обычные вбросы накануне президентских выборов».«Уже многое сказано: фашист, вор, который крадет ежегодно до $7 млрд. Наверное, даже чиновник из Кремля не может ежегодно красть $7 млрд.», - сказал президент. Далее президент процитировал одного из членов правящего российского тандема и предложил выложить на стол «адреса, пароли, явки» (в смысле, доказательство того, что он действительно ежегодно крадет $7 млрд.). В контексте стилистики этой фразы было понятно, что цитируемый член тандема - не кто иной, как Владимир Путин, ведь именно он любит оперировать чекистской лексикой вроде «адреса, пароли, явки». И вот, сразу после намека на Путина, прозвучало обвинение: «Это ворье, которое хочет сделать из меня и тех, кто рядом со мной, такое же ворье, как они сами, хотя бы в СМИ».

Этот пассаж - самый мощный хук Путину с момента охлаждения отношений в 2006г. И если Россия так болезненно реагировала на куда более корректно сформулированные упреки в адрес куда менее влиятельных представителей тандема (обвинение Дмитрия Медведева в некорректном воспроизведении слов Лукашенко об Абхазии и Южной Осетии), реакцию на этот хук спрогнозировать сложно. Равно как сложно спрогнозировать и реакцию на заявление о том, что атаку на российское посольство устроили сами россияне. Пока с комментарием на этот счет выступил лишь председатель думского комитета по международным делам Константин Косачев и глава российского МИДа Сергей Лавров. «Я эти заявления оставляю на совести господина Лукашенко. Я не считаю правильным делать какие-либо заявления на таком уровне, пока для этого нет оснований. Заниматься инсинуациями, рассуждениями о том, что могло произойти, допустимо и на уровне политиков, и деятелей других сфер, включая журналистов, но никак не на уровне первых лиц государства», - сказал Косачев, призвав Кремль «не поддаваться» на эту «провокацию», а белорусские власти - обеспечить не комментирование, а исчерпывающее расследование инцидента.

В свою очередь Лавров назвал кощунственным заявление о том, что к инциденту в посольстве РФ могла быть причастна российская сторона. «Я не хочу комментировать эти кощунственные заявления», - сказал Лавров в минувшую пятницу, будучи в Баку в составе официальной делегации во главе с президентом Медведевым. По словам министра, он «слышал из сообщений СМИ о том, что уже есть якобы некий след, есть подозреваемые. Дождемся результатов расследования. Думаю, они станут лучшим ответом».

Впрочем, все это - лишь начало. Вечером 1 сентября телеканал ОНТ продемонстрировал разоблачающий сюжет о пропагандистском автопробеге Путина. Белорусам рассказали, что кортеж российского премьера состоял не из отечественных автомобилей, а «Лада Калина» канареечного цвета ломалась под его управлением.

Как и можно было ожидать, 2 сентября российский информационный ландшафт буквально вскипел от сообщений о новом витке войны. Комментарии на тему слов Лукашенко соседствовали с комментариями на тему сюжета ОНТ. При этом, подчеркнем, предыдущий виток информационной войны не закончился, договор о прекращении огня никто не подписывал, не было покаянных слов и объятий. Просто в какой-то момент российским медиа стало неинтересно «молотить» по Беларуси, т.к. она никак не реагировала. А тут реакция появилась, да какая провокативная! И на каком уровне!

Интернет-сайты стало просто жутко открывать - негатив о российско-белорусских отношениях зашкаливал. При этом бойцы информационной войны стремительно теряли чувство меры, называя белорусских официальных лиц «психопатами». Причем к медицинско-психиатрической лексике стали прибегать даже респектабельные политологи, заявляющие о «неадекватности» белорусских официальных лиц.

Недельной давности прогноз руководителя Фонда эффективной политики Глеба Павловского о том, что Лукашенко в любом случае выиграет президентские выборы и с ним в любом случае придется иметь дело, был начисто забыт в азарте битвы.

2 сентября была предпринята попытка приплести к поджогу российского посольства каких-то непонятных «анархистов», озабоченных судьбой Химкинского леса (за лес уже вступился президент Медведев, так что деревьям вроде ничто не угрожает). При этом, что характерно, сначала этих «террористов» в информационных агентствах представляли «российскими анархистами», затем слово «российские» куда-то делось, и они стали просто «анархистами». Видно, кто-то понял, что российские анархисты, разозленные такой клеветой в свой адрес, могут приехать в Беларусь и показать, что такое настоящий, а не симулированный анархистский протест.

В качестве доказательства того, что в акции в отношении посольства участвовали действительно те, кто взял на себя ответственность, прилагалось видео. Единственное, что доказывает видео, - люди, его сделавшие, никогда не видели, как выглядит в работе «коктейль Молотова».

«Анархистам» не поверили: Россия продолжает думать, что посольство атаковали силы, находящиеся «под колпаком» у Беларуси, Беларусь продолжает подозревать Россию.

В своем комментировании действий друг друга стороны переходят уже почти на нецензурщину. Президент Медведев, говоря об ограничениях поставки белорусской гречки в Россию, заявил о том, что это «не правовые, а медицинские ограничения», - еще один жирный намек. Готовится к выходу новая серия «Крестного батьки», для которой на этой неделе внезапно появилось много видеоматериала. До выборов президента, как было сказано в Боровлянах 1 сентября, осталось 3-4 месяца…
←Толькі ў адной версіі матыў адпавядае выкананню

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика