Могилевским вагоностроительным заводом занялся МВД
Как говорил в свое время первый директор СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» Виктор Суханов, полувагоны и минераловозы востребованы на внутреннем и внешнем рынках, и у предприятия есть хорошие предложения на перспективу. По планам правительства и Министерства промышленности, новый завод уже в 2009 году доложен был выйти на объем производства до 2 тыс. вагонов в год. Реализация плана, как не трудно догадаться, сорвалась. Уже в 2008 году завод начал испытывать серьезные проблемы со сбытом вагонов и залез в серьезные долги.
Почему так произошло, можно рассуждать очень долго. Но есть и серьезные объективные причины, связанные с российским инвестором. Хотя белорусская сторона не любит его светить, российские источники утверждают, что 40% акций СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» достались ЗАО «Уральская большегрузная техника – Уралвагонзавод». Эта компания довольно хорошо известна в России и выполняет, по сути, функции торгового дома по реализации большегрузной техники и промышленных вагонов. Именно через эту компанию Беларусь рассчитывала реализовывать свои вагоны на российском рынке.
Торговый дом ранее контролировался «Уралвагонзаводом», но в течение 2007–2009 годов подвергся рейдерской атаке и практически полностью перешел под контроль частных лиц. Весь 2009 год «Уралвагонзавод» занимался тем, что возвращал контроль над стратегическим предприятием и к июню взял в свои руки 85% акций.
Возможно, проблемы со сбытом белорусских полувагонов имеют прямое отношение к ситуации с торговым домом, над которым потерял контроль российский инвестор СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод». Но, так или иначе, директора предприятия это не спасло.
Он лишился своей должности, а на завод пришла проверка Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД, которая быстро нашла признаки уголовно наказуемого деяния в действиях бывшего директора.
Якобы он, Виктор Суханов, в августе 2008 года превысил свои служебные полномочия, в результате чего белорусскому предприятию был нанесен ущерб в размере 24,6 млн российских рублей. По данному факту в отношении бывшего директора возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.426 УК РБ (превышение власти или служебных полномочий). Ведется следствие.
Информация по делу
Неудачная попытка заняться вагоностроением в Могилеве не остановила российских бизнесменов. Успешнее была вторая попытка наладить выпуск этой техники в Осиповичах.
Ее предпринял Михаил Рабинович – совладелец первой российской частной железнодорожной компании ЗАО «ТК Гранд сервис экспресс», с 2005 года поддерживающей сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом. Также этому бизнесмену принадлежит завод по выпуску люкс-вагонов «Циркон-сервис».
В Беларуси в активе у М.Рабиновича 74% акций в СЗАО «Осиповичский вагоностроительный завод».