Михаил ФИНБЕРГ: «Военные меня многому научили»

Источник материала:  
02.07.2010 — Разное

Национальный оркестр симфонической и эстрадной музыки Беларуси под руководством маэстро Финберга готовится к XIX международному фестивалю искусств «Славянский базар» в Витебске». О том, какие сюрпризы ожидают публику в витебском амфитеатре и почему в преддверии фестиваля вокалисты поют «В лесу прифронтовом», нашему корреспонденту рассказал директор, художественный руководитель, главный дирижер оркестра народный артист Беларуси профессор Михаил Финберг.

— Для коллектива июнь — самая горячая пора. Мы и в течение года не сидим без дела, но в преддверии фестиваля искусств «Славянский базар» в Витебске» в кратчайшие сроки надо успеть сделать то, на что порой не хватает нескольких месяцев. Сейчас оркестр разучивает присланные партитуры участников конкурса исполнителей эстрадной песни. На сводную репетицию с конкурсантами у нас будет всего два дня. Как показывает практика, большинство молодых исполнителей впервые в жизни поют в сопровождении оркестра именно на «Славянском базаре» в Витебске». Для них это абсолютно новый вид работы на сцене. Не все справляются с волнением, бывали случаи, когда вокалисты, поняв, что выступать с оркестром они еще не готовы, отказывались от участия в конкурсе.

— Михаил Яковлевич, наверняка зрители смогут услышать Национальный концертный оркестр Беларуси не только во время конкурса исполнителей эстрадной песни?
— Безусловно. Нас ожидает большой концерт Раймонда Паулса. Секреты раскрывать не стану, скажу лишь одно: поклонникам его таланта будет очень интересно.
— Маэстро, в последние месяцы вверенный вам коллектив поет и играет «В лесу прифронтовом». Так ли это?

— Да, это правда (смеется). Так называется наша программа, посвященная 65-летию Великой Победы. Вот уже несколько месяцев коллектив гастролирует с ней по Могилевщине. На сегодняшний день это 11-я программа, посвященная воинам-освободителям. Каждый выход исполнителей на сцену — это не только безупречный вокал, но и маленькое представление. Очень жаль, что эти программы не записывают для трансляции ни радиостанции, ни телеканалы. Ведь песни военных лет с удовольствием слушает не только старшее поколение, но и молодежь. Всякий раз в этих концертах звучат композиции, неизвестные большинству слушателей.

— Михаил Яковлевич, с молодежью часто приходится сотрудничать?

— Во-первых, у нас достаточно молодой состав и музыкантов, и вокалистов. Во-вторых, я очень серьезно подхожу к теме патриотического воспитания. Ежегодно делаю шефские концерты в воинских частях и соединениях. Например, перед военнослужащими батальона охраны и обслуживания командования ВВС и войск ПВО наш коллектив регулярно выступает на протяжении уже 20 лет. Оркестр там всегда встречают с уважением.

— А что вас еще связывает с людьми в форме?

— Свою трудовую и творческую деятельность я начал в 1962 году будучи воспитанником военного оркестра в/ч 61424 в Курске. Прибыл я туда в совсем юном возрасте. Первым музыкальным инструментом был тромбон. Правда, до призыва в армию играл в самодеятельном оркестре, но это — баловство. Военные мне очень помогли и многому научили. Через год после окончания службы я поступил в Минское музыкальное училище. Позже был направлен в оркестр штаба Белорусского военного округа. Там и служил до поступления в консерваторию. Затем была аспирантура. Но поначалу не все складывалось так гладко. Например, до армии в музыкальное училище я поступал пять раз. Меня не принимали. Собственно, меня никто и не прослушивал, давали карандаш, просили отстучать ритм. На этом экзамен заканчивался. Зато потом я окончил консерваторию экстерном. После работал преподавателем в Белорусской государственной академии музыки, был доцентом, получил звание профессора. Я благодарен своей творческой судьбе.

— В каком возрасте маэстро Финберг впервые взял в руки музыкальный инструмент?

— Я начал заниматься музыкой в пять лет. Играл на скрипке. Если честно, то не все у меня получалось. Скрипка — очень сложный инструмент. Я уважаю музыкантов, которые смогли его освоить. Этот неудачный опыт, пожалуй, во многом определил мою будущую профессию. Хотел, видимо, доказать сам себе, что музыка — это моя стихия. Конечно, позже я пробовал играть на других музыкальных инструментах: гобой, кларнет, флейта, фагот, труба. Этот опыт помог мне создать целый оркестр.

— Михаил Яковлевич, каким вы представляли оркестр? Удалось ли реализовать задуманное?

— Сегодня с гордостью могу сказать, что те задачи, которые я ставил перед собой и перед коллективом, выполнены на 100 процентов. Во-первых, Национальный оркестр симфонической и эстрадной музыки Беларуси — коллектив профессионалов. Во-вторых, оркестр хорошо известен не только в нашей стране, но и во всей Европе. Об этом свидетельствует признание музыкальных критиков ближнего и дальнего зарубежья. Вся наша деятельность посвящена популяризации белорусской музыки. За 23 года нашего существования сделано 28 программ на стихотворения белорусских поэтов. Это авторские проекты, посвященные творчеству Максима Богдановича, Янки Купалы, Аркадия Кулешова, Адама Мицкевича и многих других классиков. Оркестром создано 14 фестивалей в маленьких городах Беларуси: Заславль, Несвиж, Мир, Туров, Мстиславль… В Минске мы провели 21 фестиваль джаза.

— Маэстро, не велика ли нагрузка для вашего коллектива, может, от чего-то стоит отказаться?

— Да, ритм бешеный, но мы все успеваем. Нас любят и ждут. Как я могу отменить ежегодный концерт в Несвиже, например, если мы там выступаем вот уже пятнадцать лет подряд?! Оркестр работает не по разнарядке, как многие коллективы эстрадного жанра. На нас покупают билеты, а это обязывает развиваться и самосовершенствоваться. Трудно выживать в условиях индустрии популярной музыки. Фонограммное исполнение почему-то больше нравится публике. Я всегда говорю, что мой оркестр — это коллектив «живого» звука. Мы никогда не выступаем под фонограмму. Если честно, я не понимаю, как можно слушать тех, у кого даже нет музыкального образования, а ведь таких исполнителей на эстраде 90 процентов…

— Михаил Яковлевич, играете ли сами на музыкальном инструменте в свободное время?

— Нет. Во-первых, практически отсутствует свободное время. Во-вторых, в этом нет необходимости: всю музыку я проигрываю в голове. Крайне редко беру в руки музыкальный инструмент: лишь для того, чтобы проверить пару аккордов.
— По какому принципу вы набираете вокалистов и музыкантов?

— Так как еще одно направление деятельности оркестра — поиск талантов, то в преддверии нового сезона мы проводим кастинг. Музыканты же обязательно ежегодно сдают экзамен внутри коллектива, невзирая на стаж работы в оркестре. Особое внимание уделяю вокальной группе: среди певцов — народные и заслуженные артисты, поэтому и молодежь должна быть достойной, соответствовать уровню коллег.

— Что в ближайших планах Национального оркестра симфонической и эстрадной музыки Беларуси?

— 19 июля коллектив уходит в отпуск, а с 20 августа мы начинаем новый сезон. Через год у нас юбилей — 25-летие. Будем уже думать о праздничной программе. Сейчас у меня на столе лежат ноты песен, которые публика услышит на 66-ю годовщину Великой Победы. В общем планов, чем порадовать наших слушателей, много.

Беседовала Анна МАЛУШЕНКО

←Правительство разрешило экспортерам подавать декларацию в виде электронного документа

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика