Праздник со слезами на газах

Источник материала:  
28.06.2010 — Разное


24 июня Беларусь одержала победу в «газовой войне»: Москва возобновила поставки в полном объеме и получила ответный ультиматум о возможном перекрытии транзита в случае неоплаты его по ставкам, которые удовлетворяют Минск. А 3 июля страна готовится отпраздновать День независимости - праздник, легенда которого в контексте опасных споров с наследниками советской империи звучит уже настолько неубедительно, что впору задуматься о переносе Дня независимости на 24 июня и отмечать годовщины газовой победы над Москвой в 2010г.


На настоящий момент белорусская независимость понимается государством в первую очередь как независимость от России. Именно Россия, в силу целого ряда исторических и экономических причин, воспринимается здесь элитами как первостепенная воображаемая угроза нашему суверенитету. Газовый спор, поставивший бюджетообразующие предприятия вроде «Гродно Азота» на грань остановки - лучшее тому подтверждение. Никакой Евросоюз, никакая Америка - ни Северная, ни Южная, ни даже Латинская - не способны так сильно ударить по нашей экономике. Никто из близлежащих стран и блоков не предлагал нам войти в состав целиком или частями - отличилась тут только Россия.

И вот через неделю после очередной вспышки энергетической агрессии Беларусь с размахом отмечает главную для конструирования представлений о национальном суверенитете символическую дату: «День независимости / День республики». Что же лежит в основе 3 июля? Вкладывается ли эта дата хоть как-то в нынешний тактический расклад угроз суверенитету? Нет, не вкладывается! Ибо в основе мифа «3 июля» лежит освобождение столицы Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Являются ли немцы - как нация, фашисты или неонацисты - как политическая идеология сколько-нибудь значимой угрозой (пусть даже воображаемой) для Беларуси сегодня? Нет! С другой стороны, актуально ли навязывание патриотизма в советском понимании этого слова - как любви к огромному победившему в Великой Отечественной под руководством отца народов Сталина Союзу - в условиях, когда потомки и наследники этого Союза чуть не остановили тут бесперебойные производства? Тоже вроде бы нет!

Потому что современный проект независимости - как независимости от «немецко-фашистских захватчиков» - фундируется нашей любовью к братьям-россиянам и помещает нас в ситуацию, когда мы тоже где-то в глубине души становимся россиянами. Славянами, БССР, участником хоровода союзных республик, который Москва водит вокруг великой России.

Как нам в этих условиях праздновать День независимости? Что в этой дате для нас, воюющих с «Газпромом», как не освобождение от одной оккупации для того, чтобы вслед за ней пришла другая - советская? И не пора ли пойти по тому пути в осмыслении «узлов независимости» собственной истории, по которому пошли все остальные бывшие республики Страны Советов, мыслящие как раз Россию главным потенциальным агрессором? Знаете, как называется время с 1917г. по 1991г. в Литве? В официальной историографии, на памятниках в столице - словом, везде можно прочесть потрясающую формулировку: «1917-1991гг. - время советской и немецко-фашистской оккупации».

Все эти подходы звучат кощунственно для воспитанного в эру дешевых углеводородов и доброго Ельцина белорусского уха. Однако сам характер действий Беларуси в отношениях с Россией давно перерос коллективную память о взаимном героизме во время Второй мировой. Мы именно воюем друг с другом, и выражение «газовая война» теперь звучит из уст высших должностных лиц, ранее призывавших не прибегать к агрессивной лексике при описании досадных недоразумений лучших друзей. Но белорусское руководство - это команда не стратегов, а тактиков. Все действия - от переноса Дня независимости на 3 июля до отказа от бело-красно-белого флага в 1995г. - делаются не с прицелом на 50 лет, а для решения именно текущих задач в управлении государством.

Повторюсь, не было бы в главных врагах молодого президента Александра Лукашенко националиста Зянона Пазьняка, жили бы мы сейчас под «Пагоней» и бело-красно-белым флагом. И, как команда тактиков, а не стратегов, управляющие элиты должны понимать весь анахронизм использования иконографии Великой Отечественной в конструировании представлений о нашей независимости. Не соответствует это вызовам! Теперь наша независимость - в венесуэльской нефти и мечтах об иранском газе, в китайском кредите и поддержке МВФ, словом, в мириадах малых зависимостей.

Согласись мы назвать период 1945-91гг. советской оккупацией, мы мгновенно нашли бы общий язык с Европой, т.к. совпали бы с тамошними чиновниками (особенно восточноевропейскими) во взглядах на уровне мировоззренческих парадигм. Но мы продолжаем гордиться победой над немцами, которую, ввиду отвратительного поведения бывшего партнера по окопному гниению, скоро будем преподносить как единоличную, как победу только белорусов, чтобы сохранить суверенный, независимый message. И, отказываясь от Европы, мы скребем в поисках ресурсов и идентичности по мировым задворкам, по Ближнему Востоку, и скоро уже чилийский герой белорусского происхождения будет более актуальным национальным лидером, чем бросавший в фашистов гранату Марат Казей или пытавшийся подорвать минскую вышку-глушилку в 1970-х гг. диссидент.

Бенедикт Андерсон в книге «Воображаемые сообщества» писал о том, что средствами создания нации являлись перепись населения, карта и музей. Карта Беларуси за последние 400 лет менялась так много раз, что реальные очертания государства, кажется, до сих пор не могут устояться, до сих пор «прыгают» перед глазами внимательно вглядывающегося.

Вильня, Ковно, Смоленск, Белосток - государственная принадлежность этих городов кажется вопросом, решенным не до конца, еще с некой надеждой - а вдруг? Что же до музея, то, куда ни пойди - будь то в «западнецком» Гродно, будь то в «центристском» Минске - везде мы найдем классический имперский набор экспонатов, определившийся еще в конце XIX в.: лапти, кость мамонта - как символы того, что было здесь до Екатерины II, когда благодаря одному из ее «фаворитов», поставленному на польский трон, нас присоединили. Шашка, пушечное ядро, драгунский костюм - как маркеры гордости за «братскую», «союзную» армию, надравшую треуголку Наполеону в 1812г. XX в. присутствует печатной машиной, на которой издавалась «Искра», револьвером Дзержинского и пулеметом «Максим», из которого мы отстреливались от фашистов. Вот и весь набор, по которому нашим детям еще на этапе школьных экскурсий прививают твердое ощущение, что независимость - это наша совместная с Россией независимость от Других!

С учетом газовой и геополитической конъюнктуры не пора ли нам все-таки возвращать в качестве главной даты нашей независимости 25 марта - годовщину провозглашения Белорусской народной республики под протекторатом Германии?
←Выпускнікі Вайсковай акадэміі праехалі па горадзе ў кабрыялетах

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика