Как победить «зеленых монстров»?
Гигантские пришельцы продолжают завоевывать новые территории.
Когда в 1960-е годы борщевик Сосновского завозили в нашу страну для выращивания в качестве кормовой культуры, никто и не предполагал, что этот чужестранец с Кавказа поведет себя настолько агрессивно и превратится в настоящее экологическое бедствие. Он настойчиво угрожает не только естественным экосистемам, но и здоровью людей.
Борщевик Мантегацци, борщевик персидский, борщевик Сосновского. Эта троица агрессоров как раз и составляет группу гигантских борщевиков, с которыми сегодня борются, словно с ветряными мельницами, уже по всей Европе. Беларусь тоже оказалась в “зоне оккупации” борщевика Сосновского, названного так в честь известного исследователя Кавказа. Но пришел он к нам отнюдь не с юга: основные места распространения и экспансии борщевика находятся там, где проходили испытания по его выращиванию.“Борщевичные” дела зашли настолько далеко, что на данный момент нам уже просто не обойтись без подробных карт распространения вида по территории страны, поэтому на протяжении последних лет в рамках кадастра растительного мира осуществляется детальное картирование локализации борщевика Сосновского в Беларуси. Как показывают исследования, распространен он у нас неравномерно.
Как дела, “иностранец”?
По словам Олега Масловского, специалиста по распространению борщевика в Беларуси, основная масса современных популяций борщевика у нас находится в Витебской (43 процента) и Минской (41 процент) областях, но они быстро двигаются на юг и запад. Только в Браславском районе обнаружено около 220 локальных местонахождений этого вида. Сам город Браслав тоже массово занят зелеными гигантами. В Ушачском и Витебском районах площади сплошного распространения борщевика достигают 500 гектаров! И именно оттуда, с севера Беларуси, поступают первые тревожные сигналы: борщевик Сосновского начинает реально влиять на производство сельскохозяйственной продукции, из-за него аграрии ежегодно теряют 1—2 процента урожаев.377 популяций борщевика Сосновского найдено Минске. Неважно обстоят дела с этим “иностранцем” и в Минском районе (около 100 популяций), поэтому здесь, а также в Логойском и Дзержинском районах за “оккупантом” установлен особый контроль. Кстати, Минская область является основным источником экспансии борщевика в Брестскую и Гомельскую области.В Гродненской области отмечено 170 местонахождений борщевика. 100 из них приходится на Волковысский район, где ситуация по борщевику, пожалуй, самая сложная: ежегодный прирост популяций составляет около 10 процентов. В населенных пунктах много борщевика произрастает в старых парках. А если в этих парках есть хотя бы небольшие речки или ручьи, то борщевик там будет обязательно. Очень много его развелось на участках, выведенных из сельхозоборота и брошенных. Правда, в зоне отчуждения, в Полесском радиационно-экологическом заповеднике, он, к счастью, пока не найден.
Цвести — так цвести!
Борщевик Сосновского — монокарпик. Это значит, что зацветает и плодоносит растение только один раз в жизни, а после плодоношения отмирает. Однако буквально тут же “эстафету” подхватывают его семена, которые распространяются и прорастают очень быстро. Экспансия идет в основном по дорогам, берегам рек и сельскохозяйственным землям. Простейшие пути проникновения семян — крупные автострады: на колесах машин растения могут быть отнесены на десятки и сотни километров от места вызревания. Разносятся они и по воде, и ветром, и животными.Борщевик Сосновского — “взрывоопасный” вид. Самое неприятное из всего происходящего — то, что он уже “пошел” под полог леса, в ольшаники, ельники, сосняки, где вытесняет чернику, бруснику и в корне меняет типы леса: там, где еще недавно стоял сосняк черничный или мшистый — теперь сосняк борщевичный...
От крайности до крайности
С борщевиком Сосновского часто путают борщевик сибирский, дикую морковь и другие зонтичные, которые уничтожаются без всякой надобности. И ладно бы это делали мало сведущие в ботанике простые рабочие — предписания-то выдают “специалисты”.Крайностей в данном вопросе немало: к примеру известны случаи, когда борщевики на дачных участках высаживали специально, в декоративных целях, не зная не ведая о том, какую “пользу” может принести одно-единственное растение, производящее до 100 тысяч семян. Семян, кстати, очень живучих: они рано прорастают, и даже упав на воду, могут сохранять свою всхожесть не менее трех дней.
Кто в ответе?
Кто же несет ответственность за пресечение распространения опасного растения? Несут-то многие, но как? Лесники, дорожники, аграрии усиленно “открещиваются” от выкашивания борщевичных зарослей, если дело касается спорных территорий, неизвестно какой службе принадлежащих. Нередко случается и так, что хозяин никак не обнаруживается, и заросли преспокойно “вызревают”, осеменяя округу в радиусе многих километров. Популяции мигрируют, восстанавливаются, и этот так называемый контроль целиком превращается в бесполезное занятие. Поэтому чрезвычайно важно определить ключевой момент: кому что делать, чтобы не позволить растениям зацвести и дать семена.Такие рекомендации, а также типовые планы по борьбе с борщевиком Сосновского разработаны в Институте экспериментальной ботаники НАН Республики Беларусь. Они отражены в специальном издании — брошюре тиражом в 2000 экземпляров, которая в ближайшее время разойдется по нужным адресам — тех, кто в ответе за того, кого... не приручал.
Сизифов труд
Борщевик Сосновского занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый крупный сорняк в мире. Он же, пожалуй, и один из самых плодовитых сорняков: чешские исследователи насчитали однажды у растения борщевика 107 800 семян! Из этого следует, что наличие цветущих растений в естественных или искусственных экосистемах должно рассматриваться как ЧП. — Необходимо осознавать, что если одно растение способно оставить 100 тысяч семян, то все остальные меры — сизифов труд. Нельзя допускать, чтобы растения зацветали и формировали семена, — подчеркивает заведующий лабораторией роста и развития растений Института экспериментальной ботаники Национальной академии наук Николай Ламан. — Увы, в наших почвенно-климатических условиях борьба с борщевиком обещает быть длительной.Главной мерой борьбы Николай Ламан считает периодическое подкашивание и подсекание растений до раскрытия первых цветков центрального зонтика борщевика. При этом должна быть использована обычная коса-литовка, но ни в коем случае не бензокоса. Конечно, идеально было бы полностью удалять стеблекорень, но это очень сложно осуществить на больших территориях.Среди других мер борьбы ботаники предлагают срезание верхней части стеблекорня, удаление соцветий, вспашку (если семена будут запаханы глубже 10 сантиметров, с которых они могут прорасти), укрытие мест произрастания борщевика черной пленкой и засыпание растений большим слоем грунта, залужение, поиск биологических вредителей и выпас скота (овцы, огороженные на участках, поросших борщевиком, довольно эффективно его выедают). Бензокоса в борьбе с борщевиком неэффективна по той причине, что боковые побеги сразу же замещают центральный. К тому же, при работе с бензокосой выделяется большое количество растительного сока, который у борщевика содержит опасные соединения — фурокумарины. Действие этих веществ хорошо изучено: они вызывают зуд и покраснения, которые чувствуются не сразу, а лишь через 3—4 часа, волдыри, наполненные серозным содержимым, и долго незаживающие язвы. Поэтому для уничтожения тех площадей борщевика, которые в Беларуси есть уже сейчас, нужна рабочая сила и волонтеры, уверен Николай Афанасьевич. Проще говоря, нужны люди с лопатами. Причем с лопатами не совсем обычными — с черенком не короче 1,7 метра. Ударом такой лопаты розетка борщевика срезается легко и быстро. Трудность лишь в том, что если заросли борщевика обширны, то таких ударов придется сделать о-очень много...
А что в столице?
Минский горисполком и УП “Минскзеленстрой” разрабатывают собственные планы по борьбе с агрессивными борщевиками. И пока специалисты отслеживают пути продвижения и локализацию растений, исполнителям приходится изыскивать дополнительные средства на оплату труда рабочих в продленном режиме: сил, чтобы справиться с борщевиками в течение обычного рабочего дня, увы, не хватает.Все опробованные методы приносят лишь временный результат, и специалисты “Минскзеленстроя” склоняются к тому, что без применения химических средств борьбы, которые, кстати, уже существуют в России, не обойтись и нам. Однако и здесь не все так безоблачно: сомнения вызывает экологическая безопасность этого гербицида. Тем временем приходится выбирать: потратить время на борьбу с борщевиком или отдать силы на благоустройство клумб и газонов. В результате на чаше весов оказываются красота городских ландшафтов и безопасность горожан. А конструктивного решения проблемы пока не видно даже на горизонте, который все стремительнее заслоняют гигантские борщевики.