Железная хватка
Железная хватка
Нелегальные потоки лома, которые стекаются со всей страны в гомельское приграничье с перспективой вывоза в Россию, — вновь тема номер один. Обновленный административный кодекс, вернувший с 23 февраля конфискацию автомобилей за подобное правонарушение, сбил цунами теневого интереса. Но процесс все же не остановил...
На днях в строящемся поселке Новая Жизнь в пригороде Гомеля, на улице Оранжерейной, украли чугунные люки с 18 канализационных колодцев. Похитителя, загрузившего монолитные крышки в собственный «Мерседес–Бенц», чтобы сдать на лом, нашли быстро.
— Люки мы уже «проходили», — уточняет Александр Чурин, заместитель начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД Гомельского облисполкома. — Первым был случай, когда такие же крышки, снятые в одном из поселков области, разыскали потом в России.
Проблема круговорота железа в приграничном пространстве обозначилась в 2006 году, когда цены на лом в России стали значительно превосходить наши. С того момента в зависимости от высоты ценовой планки и наблюдались колебания в теневом секторе экономики. Как только цены выравнивались — бизнес замирал. Ныне — весеннее оживление.
Если еще два года назад «металлизированными» считались только приграничные районы — Ветковский, Чечерский и Добрушский, то сейчас интерес к лому проснулся во всей области. Останавливают грузовики и вычисляют нелегальных скупщиков в Житковичском, Лоевском, Лельчицком районах, где о подобном явлении раньше и не слышали.
— Откуда металл берется? — не могу понять неиссякаемость источника. — За столько лет дачи от железа очистили, свалки — тоже.
— Бытовой еще встречается, — объясняют в инспекции Министерства по налогам и сборам по Гомельской области. — Но все чаще имеем дело с промышленным ломом. Остановили как–то машину, а в ней две «болванки» весом до 30 тонн. Явно с какого–то производства. Чтобы разгрузить, вызывали кран.
Кстати, российский форум «ломовиков» оперативно разместил на сайте информацию о том, что работники Комитета госконтроля Беларуси заинтересовались «кладбищем» башенных кранов в промзоне «Шабаны» под Минском. В публикации владелец — строительное управление — сетовал на трудности утилизации. На что «ломовики» отреагировали живо: «Откройте ворота и границы — расчистим за месяц!» И ведь расчистят — сомнений нет.
Еще одна примета времени: местные скупщики переместились с подворий в... леса, дабы исключить цепочку складирования. КамАЗ ставится в приграничной глуши, куда малыми партиями — на машинах, подводах — свозят ходовой товар. Отсюда — прямиком в российские регионы. Кто купит там? Вопрос так не стоит. Достаточно заглянуть на тот же форум. Предложений море. Самовывоз, телефоны, цены... Даже есть подсказки, в какой точке «кидают» и как не нарваться на неприятности.
Ослабить эту «железную хватку» сегодня пытаются уже не только милиционеры и налоговые инспектора, но и пограничный отряд, таможня, другие силовые структуры региона. Потому половину потока, по оперативным оценкам, все–таки удается остановить.
— Это правильно, что в административный кодекс вернулась конфискация автомобиля, — уверена Виталия Клевцова, заместитель начальника управления областной инспекции Министерства по налогам и сборам. — При нынешнем ценовом раскладе противостоять вывозу лома только штрафами, пусть и большими, к сожалению, малоэффективно. Риск потерять автомобиль действует на сознание гораздо серьезнее. Поток все–таки поредел.
На сегодня за «нелегальщину» арестовано 17 автомобилей. 7 уже обращены судом в доход государства. Транспортные средства порой очень солидные. Есть «экземпляры» стоимостью до 50 миллионов рублей. А вот самая дешевая — 1,5 миллиона рублей — «Волга».
— Судя по всему, ее везли на лом вместе с металлом, — предполагает собеседница. — Были случаи, когда люди специально покупали старенькие машины, набивали их железом и вот так, «оптом», сдавали в России.
Ныне, однако, другая головная боль появилась у налоговиков — автомобили, задержанные при перевозке лома и... брошенные хозяевами. У гаражей Ветковского РОВД, например, больше месяца простаивают шесть таких грузовиков и микроавтобусов, груженных металлом.
— Все задержаны по второму разу, — проводит «экскурсию» Алексей Кузнецов, заместитель начальника ИМНС по Ветковскому району. — Мы уже оформили привод владельцев этих автомашин через милицию, поскольку на обычные уведомления они не реагируют. Ждем.
В «ломовом» деле расклад обычно такой: водитель — всего лишь наемник за 100 долларов. Потому и делает все, чтобы уйти не прощаясь. В «распоряжении» налоговой остается настоящий владелец автомобиля, которого вычисляют по документам на машину. А хозяева, как видно, не спешат. Быть может, потому, что не хочется лишний раз «светиться» и отвечать на неудобные вопросы?
То, что за эти годы хаотичный процесс оформился в некую систему, понятно по масштабам. Одно дело — сильно рискуя, перевезти на Брянщину 200 килограммов «железяк», другое — гонять по 20 — 30 тонн за рейс явно не бытовой мелочевки, причем из разных регионов страны. Собственно, внутренними движущими силами — заказчиками металла — сейчас всерьез заинтересовались и налоговики, и экономическая милиция.
Кстати
Прокуратура Гомельской области также занялась этой темой. В регионе начата масштабная проверка по вопросам незаконного оборота лома черного и цветного металла.
Фото автора.
Автор публикации: Виолетта ДРАЛЮК