Крейсер «Максим Горький»
Крейсер «Максим Горький» (головной крейсер проекта 26-бис) был заложен 20 декабря 1936 года. 30 апреля 1938 года он был спущен на воду, но вступил в строй 12 декабря 1940 года, так как его заводские и государственные испытания затянулись более чем на 12 месяцев из-за опоздания готовности вооружения. 25 октября 1940 года вошел в состав Военно-морского флота.
В первый же день Великой Отечественной войны крейсер направился в море для прикрытия минных постановок нашими кораблями в устье Финского залива, но утром следующего дня он подорвался на вражеской мине.
Он перебазировался из Кронштадта в Ленинград и был включен в систему артиллерийской обороны города. 4 сентября его артиллерия впервые открыла огонь по наступавшим в районе Белоострова финским войскам. Затем «Максим Горький» участвовал в отражении сентябрьского штурма Ленинграда.
Начиная с 12 сентября 100-мм орудия крейсера ежедневно открывали огонь по немецким самолетам, бомбившим порт.
21 сентября в крейсер попали три тяжелых снаряда. Дальнейшая стоянка на открытой позиции грозила кораблю неминуемой гибелью. И его командир сменил огневую позицию.
Зимой 1941/42 года неподвижно стоявший крейсер не-однократно обстреливался немецкой артиллерией.
В мае – июне 1942-го крейсер поддерживал своим огнем Невскую и Приморскую оперативные группы Ленинградского фронта.
В январе 1944 года, накануне операции по снятию блокады Ленинграда, крейсер был включен в состав 2-й группы морской артиллерии. С 16-го по 19 января артиллерия крейсера выпускала в день от 60 до 140 снарядов; 24 января она содействовала наступлению 67-й армии и войск Волховского фронта на Тосненском направлении. За время проведения операции крейсер выпустил по врагу 701 снаряд главного калибра.
В июне 1944-го «Максим Горький» в составе 4-й артиллерийской группы поддерживал наступление частей Красной армии на Выборгском направле-нии, уничтожая укрепления линии Маннергейма. 9 июня крейсер выпустил 100 снарядов главного калибра по райо-ну Куоккала.
25 февраля 1946 года «Максим Горький» вошел в состав эскадры Южно-балтийского флота (4-й ВМФ), перешел в Лиепаю, а затем в Балтийск.
В декабре 1950-го на корабле проводились, и весьма успешно, испытания первого советского корабельного вертолета Ка-10.
18 апреля 1959-го исключен из состава ВМФ и передан на слом.
---------------------------------------
Тактико-технические данные
Водоизмещение стандартное, т 8177
Водоизмещение полное, т 9728
Длина наибольшая, м 191,4
Ширина наибольшая, м 17,7
Осадка максимальная, м 7,5
2 паротурбинные установки общей
мощностью, л. с. 129 750
Винтов, шт. 2
Скорость хода максимальная, узлов 36,1
Дальность плавания полным ходом, миль 1120
Дальность плавания экономическим ходом, миль 4220
Топливо, т мазута 1750
Экипаж, чел. 963