Жодинский колосс
В кузов этого БелАЗа вмещается шесть вагонов руды
Презентацию своего нового детища, в кузов которого можно вместить шесть вагонов руды, заводчане решили проводить в нынешнюю пятницу не случайно. Сегодня конструкторско-экспериментальная служба БелАЗа отмечает 50-летний юбилей. Полвека назад, в апреле 1960 года, здесь приступили к созданию первого в Советском Союзе мощного карьерного самосвала. С тех пор управлением главного конструктора Белорусского автомобильного завода их разработано более 600 модификаций грузоподъемностью от 27 до 360 тонн. Предприятием выпущено свыше 130 тысяч единиц карьерных самосвалов, которые экспортировались в 70 стран мира.
Огромные, высотой в два человеческих роста, колеса самосвала! Для того чтобы попасть в кабину водителя, пришлось по крутой лестнице подняться на изрядную высоту. Там тоже было чему подивиться. На панели управления установлен дисплей, который фиксирует все показатели работы машины. Второй экран подает изображения с видеокамер, закрепленных на габаритных точках грузовика. Таким образом, водитель не только видит, как функционирует вся система механизмов, но и имеет широкий внешний обзор.
Странным показалось мне, что в кабине отсутствует педаль сцепления. Как объяснил инженер-конструктор Анатолий Юргелевич, вместо традиционной коробки передач применена электромеханическая трансмиссия. Водитель использует лишь педали газа, торможения электрическими машинами и гидравлического тормоза.
О габаритах жодинского гиганта можно судить и по таким фактам: при изготовлении машины используется порядка 47 тысяч деталей, а для ее доставки заказчику в разобранном виде потребуется 12 железнодорожных платформ.
Экспериментальным цехом завода уже выпущена опытная промышленная партия из восьми 360-тонников. Шесть самосвалов проходят испытания в производственных условиях России. Пробег самого первого, который задействован на Бачатском угольном разрезе, составил более двухсот тысяч километров. Пять машин работают на Талдинском разрезе. Оставшиеся две пока находятся в Жодино, но уже нашли своего покупателя. Скоро они отправятся в Кузбасский угольный бассейн. А это свидетельствует, что белорусский 360-тонник получил хорошую оценку у шахтеров. Из экспериментального цеха его производство теперь переводится в цех мелких серий. Первоначально заводчане планируют выпускать в год 10--12 машин. После реконструкции производственных мощностей объемы, возможно, будут увеличены. Интерес к новинке белорусского автомобилестроения уже отмечен в странах Латинской Америки и Африки.
На юбилейные торжества по случаю 50-летия конструкторско-экспериментальной службы БелАЗа сегодня в Жодино соберутся многочисленные гости. Теплые слова услышат в свой адрес ветераны завода Виталий Ксеневич, Валентин Кураш и Владимир Загорский, конструкторы среднего поколения Василий Дук, Михаил Рак, Геннадий Лось и Николай Кудин, представители более молодой инженерной поросли Александр Зуенок и Алексей Любецкий, а также другие новаторы из научно-технического центра БелАЗа, чьи идеи воплотились в новом уникальном самосвале. Наша газета искренне поздравляет весь трудовой коллектив Белорусского автомобильного завода с достижением очередного знакового рубежа в производстве перспективных видов карьерной техники.
Олег КАМИНСКИЙ, «БН»