Штурмовик Ил-10
Успешные действия Ил-2 на фронтах Великой Отечественной войны дали мощный импульс дальнейшему расширению опытно-конструкторских бюро по самолетам этого класса. Штурмовик Ил-10, разработанный в КБ С.В. Ильюшина и выпущенный в 1944 году, стал логичным продолжением штурмовика Ил-2.
По сравнению с Ил-2 этот самолет имел меньшие размеры, существенно лучшую аэродинамику и более мощный мотор жидкостного охлаждения АМ-42. Проектируя самолет, конструкторы учли опыт боевого использования и эксплуатации Ил-2. На самолете были установлены четыре пушки: на первом этапе калибром 20 мм, позже — калибром 23 мм; на крыльевых балках располагалось 8 реактивных снарядов РС-82; бомболюк и внешняя подвеска допускали использование разнокалиберных бомб общим весом 600 кг. Вес готового к взлету самолета превышал вес пустого (4680 кг) без малого на две тонны.
В процессе модернизации конструкторы доработали самолет по линии огневой мощи. Первый испытательный полет совершил 18 апреля 1944 года летчик-испытатель В.К. Коккинаки. Заводские испытания заняли менее месяца, и 13 мая 1944 года машина была сдана на государственные испытания. Последние были проведены буквально в рекордные сроки — всего за две недели.
Результаты испытаний превзошли все ожидания: по максимальной горизонтальной скорости Ил-10 обошел своего предшественника почти на 150 км/ч. К тому же на малых высотах полета (до 2000 м) Ил-10 не уступал по скорости одноместным истребителям противника Me-109G2 и FW-109A-4. Большая скорость полета, хорошая маневренность и эффективная бронезащита определили высокие боевые качества Ил-10. Если сопровождение штурмовиков Ил-2 истребителями считалось обязательным, то Ил-10 часто не нуждался в них.
Более того, по комплексу боевых данных Ил-10 на небольших высотах мог вести активный воздушный бой с истребителями противника. К 1 мая 1945 года действующей армии было передано 630 штурмовиков Ил-10, но лишь нескольким авиационным полкам, имевшим его на вооружении, довелось принять участие в боевых действиях.
--------------------------------------
Летно-технические характеристики:
Год выпуска — 1944-й
Экипаж — 2 человека
Мотор — АМ-42
Мощность — 2000 л.с.
Длина самолета — 11,12 м
Размах крыла — 13,4 м
Нормальный взлетный вес — 6300 кг
Максимальный взлетный вес — 6500 кг
Максимальная скорость
у земли — 507 км/ч
на высоте 2800 м — 551 км/ч
Дальность полета
с нормальной бомбовой нагрузкой — 800 км
Бомбовая нагрузка максимальная — 600 кг
Вооружение — 2 пулемета — 7,62 мм
1 пулемет — 12,7 мм
2 пушки — 23 мм
4 реактивных снаряда
10 авиагранат