Кто откроет заколоченную дверь?
Ничейным детским здравницам на Гомельщине требуется рачительный хозяин!
Спальные корпуса с деревянными щитами на окнах и наглухо заколоченными дверями… Облупившиеся беседки с примерзшей к полу прошлогодней листвой... Пронзительная тишина, которую нарушает лишь ветер, прогуливающийся по верхушкам старых сосен...
На первый взгляд кажется: через месяц-другой здесь все будет по-иному. Приедут рабочие, закипит ремонт -- подготовка к очередному оздоровительному сезону. Но, увы: и летом здесь вряд ли зазвенят веселые детские голоса. Для ребят лагерь закрыт, похоже, навсегда. Такая невеселая картина далеко не единична в Гомельском районе.
По количеству детских оздоровительных лагерей, домов отдыха и пансионатов район давно и прочно удерживает первенство в области. В советские времена почти каждое крупное гомельское предприятие имело свою оздоровительную базу. Содержать такие объекты было по средствам и передовым сельхозпредприятиям. Колхоз имени XXII съезда КПСС, к примеру, располагал собственным детским лагерем в Ченках. Настоящими центрами отдыха были также урочища Кленки, Студеная Гута, Прибор, Борец, где работали десятки оздоровительных учреждений.
Но случился Чернобыль. Затем -- развал Советского Союза, повлекший за собой многочисленные экономические неурядицы. Предприятия-собственники постепенно начали отказываться от содержания затратных объектов. Обслуживать же лагеря-«махины» ради трех летних месяцев многие посчитали нецелесообразным. Закрывшиеся объекты начали ветшать. Бывало, что предприятия отзывали сторожей, после чего объекты за считаные месяцы разбирались дачниками и предприимчивыми «дельцами» буквально по кирпичикам.
К началу прошлого оздоровительного сезона, с другой стороны, в области прошли государственную аттестацию всего 13 детских лагерей, 10 из них находятся в Гомельском районе. Компенсировать потерю «забракованных» ДОЛов удалось за счет четырехсменной загрузки действующих и включения в «орбиту» детского отдыха круглогодичных санаториев, в том числе тех, где раньше отдыхали исключительно взрослые.
Однако вопрос о дальнейшем использовании закрывшихся лагерей и пансионатов решить не так просто. В некоторых из них строения деревянные, они вводились в эксплуатацию еще в 60--80-е годы прошлого века. За время эксплуатации там, как правило, проводились лишь «поддерживающие» ремонты к летним сезонам. Возвращать проблемные здания к «жизни» при существующих конструктивных особенностях нет смысла: санитарные, пожарные требования к организации отдыха сегодня гораздо выше, чем возможности прошлого века. Вот и простаивают нынче без дела мало что летние лагеря, но даже отдельные, более комфортабельные здравницы, те, что с кирпичными корпусами и с удобствами (например, бывший детский пансионат «Кристалл» в Терюхе).
Что же имеем в пассиве? Пустуют гектары уникальных природных ландшафтов, рискующих постепенно превратиться в... стихийные свалки. Помещения, где раньше бурлила пионерская жизнь, вполне могут стать «прибежищем» для всяких сомнительных личностей, как только останутся совсем без охраны. Самостоятельно определить судьбу бывших лагерей Гомельский райисполком не имеет возможности. Ведь ни один из объектов не находится в районной собственности.
За последние два года, правда, проблемный воз слегка сдвинулся с мертвой точки. На республиканском уровне принято решение: не используются лагерь или база отдыха -- их дальнейшая судьба должна быть решена с хозяйским подходом. Речь идет о привлечении частного бизнеса и создании экотуристических объектов, комплексов отдыха и развлечений. Ведь живописных уголков на Гомельщине немало! А предложить для отдыха белорусским и зарубежным туристам, за исключением немногочисленных агроусадеб, пока, фактически, нечего.
Что делать, как вообще подступиться к захиревшим объектам? Сносить все постройки и передавать землю райисполкому, строить новый объект на этом же месте либо оформлять необходимый пакет документов и выставлять лагерь на аукцион? Однако в реальности многие балансодержатели не могут позволить себе даже снос и захоронение «отходов» -- все это стоит немалых денег! А еще, как говорят в Гомельском областном территориальном фонде государственного имущества, формирование полного пакета нужных документов в некоторых случаях занимает... год-полтора! Но ведь только после этого лагерь может выставляться на аукцион по продаже объектов госсобственности. Если сразу не найдется новый хозяин, объект ждут повторные торги с понижением стоимости. На специальных условиях возможна даже продажа за одну базовую величину.
...В полукилометре от деревни Сосновка Гомельского района расположен бывший ДОЛ «Радуга», который раньше принадлежал городскому предприятию «Водоканал», использовался для оздоровления детей вплоть до 2008 года. Подготовка объекта к продаже с аукциона длилась... около полугода! В первый раз лот предлагался за 681 миллион 378 тысяч рублей, но желающих приобрести по такой цене не нашлось. На повторном аукционе стоимость снизили на 20 процентов, но ситуация не изменилась. Впрочем, специалисты называют «Радугу» перспективным лотом и считают, что бывший лагерь все же обретет нового владельца.
-- В 2009 году в области удалось реализовать четыре объекта оздоровления, -- рассказывает директор фонда «Гомельоблимущество» Екатерина Зенкевич. -- Готовы к продаже с аукциона еще восемь бывших здравниц. Среди них тот же пансионат «Кристалл» в окрестностях деревни Терюха, детские лагеря «Орленок» (Борец) и «Радуга» (Сосновка), оздоровительный центр «Химик» (Ченки), база отдыха «Белый берег» (Дубовец). Сложность их продажи заключается в том, что, как правило, это -- большие по площади земельные участки с минимумом коммуникаций. А сегодня прокладка сетей требует существенных затрат. В то же время инвесторам предоставляется сегодня целый ряд льгот и преференций, что серьезно облегчит реализацию инвестиционных проектов.
Словом, предложения для деловых людей, желающих заняться агроэкотуристическим бизнесом в захиревших точках детского отдыха, теперь есть. Только бы на них отозвались...
Между прочим
В 2009 году фондом «Гомельоблимущество» было проведено 143 аукциона, на которых выставлялся 621 лот. Из 411 объектов коммунальной собственности был продан 171. Новых владельцев обрели также 59 из 210 объектов республиканской собственности.
На аукционах наибольшим спросом пользовались объекты производственного назначения и социальной сферы, расположенные в Гомеле и пригороде. Некоторые, например, здание Белорусского речного пароходства в Ченках, были реализованы со значительным превышением стартовой цены.
Сергей АРТЕМОВ