Когда же Беларусь выберется из шенгенского окружения?
Новый визовый кодекс Евросоюза, который вступит в силу 5 апреля, с точки зрения маркетинга очень похож на ребрендинг: вопрос не в изменениях, а в том, как они преподносятся. Брюссель заявил об очередной рационализации и гармонизации, на этот раз визовых процедур. Для белорусов же фактически ничего не изменится. Визовый вопрос остается в повестке отношений с ЕС и зависит от уровня двусторонних политических контактов.
Шенгенские визы — особенно болезненный вопрос для белорусов, которые с недавних пор внимательно следят за новостями: может, уже снизили размер консульского сбора в 60 евро или упростили процедуру получения виз? Нет. Зато унифицировали весь процесс. Ожидается, что с 5 апреля идентичными станут анкеты и пакет необходимых документов в посольствах всех стран, входящих в шенгенскую зону.
Новый свод норм и правил сокращает количество типов виз и закрепляет понятия краткосрочной визы (до 90 дней нахождения в стране в течение полугода), транзитной, выдаваемой в аэропорту и долгосрочной.
При этом долгосрочные визы (до 180 дней в течение года) остаются прерогативой национальных правительств и приравниваются к разрешению на проживание. Фактически обладатель долгосрочной визы получает право передвигаться по всей зоне Шенген. А если заявитель может подтвердить необходимость частых путешествий и известен консульству своей надежностью, он может рассчитывать на многократную долгосрочную визу.
Каждое посольство само устанавливает валюту, в которой необходимо оплатить визу. От консульского сбора освобождаются представители НГО, молодые люди до 25 лет, которые направляются на научные, спортивные и культурные мероприятия, организуемые некоммерческими организациями. Дети 6-12 лет будут платить 35 евро вместо обычных 60.
Визовый кодекс ЕС закрепляет максимальный срок в 15 календарных дней для получения ответа из консульства. Обязательным становится обоснование отказа в выдаче визы, а также право обжаловать такое решение. Но такую возможность белорусы получат не сразу, а только в следующем году — этот механизм начнет полностью действовать с 5 апреля 2011 года, когда будет юридически оформлен.
Не сразу начнет действовать и предписание вносить цифровые отпечатки пальцев и фотографии заявителей на визы в Информационную визовую систему зоны Шенген. Сбор биометрических данных начнется со старта этой системы в каждом конкретном регионе. Когда это случится в Беларуси, пока неизвестно. Данные об отпечатках будут храниться 59 месяцев, только по истечении этого срока их надо будет сдавать повторно.
Между тем, для Молдовы, России, Украины, заключивших с ЕС соглашения об облегчении визового режима, его положения будут иметь приоритет над визовым кодексом. Так, срок оформления документов останется 10 дней, а стоимость визы — 35 евро.
Но и это еще не все. Те, кто придут в консульство после 5 апреля, должны знать о новых правилах. Паспорт, поданный на визу, должен быть действителен еще три месяца после предполагаемой даты возвращения; содержать не менее двух чистых страниц для виз; должен быть выдан в течение последних десяти лет. Визы, полученные ранее в более старые паспорта, будут действительны.
Белорусские власти уже подстраховались: 30 марта вступили в силу новые нормы и порядок выезда и въезда в Беларусь. Главное нововведение — возможность для несовершеннолетних граждан Беларуси выезжать за рубеж с одним из родителей без согласия второго.
Кроме того, почти вдвое сократится база невыездных, поскольку каждый конкретный случай будет рассматриваться следователем или дознавателем.
А что же на политическом фронте Беларуси и ЕС?
Глава МИД Сергей Мартынов недавно заверил, что в вопросе снижения стоимости шенгенских виз наметился принципиальный сдвиг. По словам министра, страны ЕС в рамках политики «Восточного партнерства» «активным образом» поддерживают белорусские подходы, а Еврокомиссия готовит проект мандата для переговоров об упрощении визового режима.
Но пока рано говорить, когда для белорусов упростятся визовые процедуры. Как отметил Мартынов, вопрос в темпах работы европейской бюрократии и интенсивности развития отношений между Минском и Брюсселем.