Рентгеновская техника обнаружила изумительный римский портрет, скрытый под пеплом Везувия
Лава, вулканический пепел, современная грязь, соль, влажность – все это скрыло от глаз древнее изображение римской женщины. Ученые с гордостью сообщают, что новый вид рентгеновской технологии с высоким разрешением теперь может поэтапно показать, насколько потрясающим был первоначальный портрет. Эта техника могла бы помочь реставраторам более точно восстановить образ, а также другие древние произведения искусства.
Исследователи представляют свою работу на 254-м Национальном собрании и выставке Американского химического общества (ACS).
«Наука позволяет нам поближе познакомиться с людьми, жившими в Геркулануме, – рассказывает исследовательница Элеонора Дель Федерико. – Обнаруживая детали настенных росписей, которые не видны невооруженным глазом, мы фактически возвращаем древних людей к жизни. Чем больше мы узнаем о методах и материалах, используемых в прошлом, тем надежнее мы сохраним бесценное наследие для последующих поколений».
Далекая история
Геркуланум был древним римским прибрежным городом неподалеку от современного Неаполя. Вместе с соседними Помпеями он был разрушен во время извержения Везувия в 79 году н.э. На протяжении веков Геркуланум оставался погребенным под 20 метрами вулканических пород, что помогло сохранить большую часть художественных произведений в городе. Сам же город начали откапывать в середине 19 века, и многие картины, фрески и статуи стали разрушаться. Влажность, колебания температуры, соль и другие атмосферные вещества нанесли им заметный ущерб. Например, этот портрет молодой женщины был раскопан около 70 лет назад, и когда изображение было обнаружено, вероятно, оно выглядело потрясающе. Однако всего несколько десятилетий воздействия окружающей среды существенно его подпортило.
Наука сохранения
Чтобы помочь ученым, задействованным в проекте по сохранению Геркуланума, сохранить это произведение, Элеонора Дель Федерико и её коллеги попытались узнать больше о настенных росписях, скрытых под накапливающимися слоями кристаллизованной соли и грязи.
В одном из первых полевых исследований ученые использовали недавно разработанный переносной макрофотографический рентгеновский флуоресцентный прибор ELIO XGLab SRL для сканирования и анализа портрета молодой женщины в древнем городе. Этот новый инструмент позволяет ученым бесконтактно изучить изображение. Прибор ELIO может создавать карты элементов, таких как свинец, медь и железо, в живописи. Дель Федерико уверена, теперь реставраторы смогут подобрать специальные растворители и, вероятно, восстановить саму оригинальную картину.
Анализ
После использования этого метода Дель Федерико был удивлена, насколько он детален и точен. Анализ показал, что художник сделал набросок портрета пигментом с железом, а глаза прорисовал пигментом на свинце. Наличие калия на ее щеках означает, что в качестве грунтовки для создания цвета кожи использовался зеленоватый земельный пигмент.
«Эта римская девушка ушла навсегда давным-давно, но наша работа смогла показать во всех деталях и подробностях ее задумчивое лицо и ее красоту», – говорит Дель Федерико.
Верхнее фото: карта элемента железа (справа) с использованием новой рентгеновской технологии раскрывает секреты древней живописи, спрятанные под поврежденным портретом римской женщины (слева).
Текст: Flytothesky.ru