Независимые экзамены в школах: за и против
МИНСК, 24 окт – Sputnik. Планируемые независимые национальные экзамены для выпускников школ имеют как возможные плюсы, так и минусы, заявила Sputnik заведующая кафедрой педагогики и проблем развития образования БГУ, доктор педагогических наук профессор Ольга Жук.
В министерстве образования Беларуси рассматривают возможность проведения через несколько лет национального экзамена для выпускников девятых и одиннадцатых классов учреждений общего среднего образования. Планируется, что принимать такие экзамены будут "независимые" комиссии, а состоять они будут из нескольких этапов, включая и привычное централизованное тестирование.
Минусы: большие затраты и отсутствие доверия
"Нет универсальной системы контроля знаний, любая из форм имеет плюсы и минусы. В предлагаемом экзамене, как мне кажется, главный минус в том, что это слишком затратно – собирать специальные комиссии", – рассказала Жук.
Собеседница Sputnik отметила: кроме того, проблема еще и в отсутствии доверия к школам, ведь предполагается, что школьные учителя могут выставлять не до конца справедливые отметки на выпускных экзаменах своим же воспитанником.
"Например, в Германии, когда выпускники средней школы сдают экзамены в своей школе – это выпускные и переводные в вузы. И там это под ответственность школы, там никто не придумывает баллы и не пририсовывает. Ведь школы в ответе за то, как их выпускник покажет себя дальше", – отметила Жук.
Завкафедрой предложила больше доверять белорусским школам, но при этом обдумать и то, чтобы они несли ответственность за результаты своей работы.
Плюсы: возвращаются сочинения и собеседования
Положительным моментом в идее реформировать систему сдачи выпускных и вступительных экзаменов профессор назвала возможность к ЦТ добавить устные экзамены и сочинения.
"В России выпускники школ также пишут сочинения, туда эта практика вернулась. Не все можно измерить сухим тестированием, для многих вещей нужны и другие методы оценки знаний и способностей учащихся", – сказала собеседница Sputnik.
Дифференциация заданий по сложности в зависимости от выбранной специальности, полагает Жук, нужна не всегда: например, при сдаче испытаний по языкам тесты должны быть для всех одной сложности, "ведь языком мы все должны владеть". Впрочем, в некоторых случаях и эта идея может принести плоды.
Как заявил в воскресенье вечером глава Минобразования Михаил Журавков, независимая аттестация учеников 9-х классов может быть проведена уже в 2019-2020 годах, а одиннадцатых – 2020-2021 годах.