15 великолепных фильмов, которые понравились бы Зигмунду Фрейду. Разумеется, 18+!
Австрийский психиатр использовал его для обозначения сознательного или бессознательного сексуального влечения ребёнка к родителю противоположного пола. Для девочек, как правило, применяют определение «комплекс Электры», которое ввёл Карл Густав Юнг. В современном психоанализе под «Эдиповым комплексом» обычно подразумевают невзаимное эротическое влечение сына к матери.
Сексуальное влечение мальчика к матери сопровождается ревностью к отцу. Таким образом, ребёнок хочет избавиться от отца, чувствуя в нём конкурента. Этот сложный психологический феномен в той или иной степени появляется в фильмах разных жанров.
Фактрум публикует подборку наиболее выдающихся из них.
Психо / Psycho (1960)
Революционный для своего времени психологический триллер и фильм ужасов Альфреда Хичкока выделяется не только виртуозной режиссурой и отличной игрой актёров, но и радикальным изображением секса, насилия и извращения. Это чёрно-белое кино с неожиданными поворотами может шокировать зрителей. По версии журнала Entertainment Weekly «Психо» занял одиннадцатую строчку в списке «Лучших фильмов всех времён».
Мамочка / Mommy (2014)
Вероятно, это самый успешный на сегодняшний день фильм Ксавье Долана. Главную героиню Диану сыграла Энн Дорваль, которая фигурирует в большинстве работ этого режиссёра. Она овдовевшая мать, которая всеми силами старается справиться с собой и со своим буйным сыном-подростком по имени Стив (Антуан-Оливье Пилон). Диана забирает сына из интерната, твёрдо намереваясь выстроить нормальную жизнь.
Парень, который временами становится агрессивным, его мать и их застенчивая соседка Кайла образуют странное трио. Каждый из персонажей внёс свою лепту в изображение мелодраматического реализма. Кинолента»Мамочка» завоевала Премию «Сезар» как лучший фильм на иностранном языке и получила Приз жюри на Каннском кинофестивале 2014 года.
Только Бог простит / Only God Forgives (2013)
Криминальный артхаусный триллер датско-французского режиссёра и сценариста Николаса Виндинга Рефна «Только Бог простит» — это своеобразное продолжение его успешного нео-нуарного триллера «Драйв». Главную роль снова доверили Райану Гослингу. Он сыграл американца Джулиана, который руководит клубом тайского бокса в Бангкоке. Клуб служит прикрытием для торговли наркотиками. Старший брат Джулиана Билли насилует и убивает 16-летнюю проститутку. Лейтенант тайской полиции Чанг позволяет отцу девушки избить Билли, но тот заходит слишком далеко и расправляется с убийцей дочери. В Бангкок прилетает мать братьев Кристалл, чтобы отомстить за смерть сына.
Один из нескольких намёков на Эдипов комплекс: Джулиан бежал из Америки в Бангкок после того как убил своего отца по просьбе матери. Он любыми путями старался снискать одобрения Кристалл, которая больше любила Билли.
Фильм не богат репликами, но он выполнен в выразительном графическом стиле. Тишину чаще нарушает звук ножа, вонзающегося в чьё-то горло.
Кидалы / The Grifters (1990)
Это криминально-психологическая драма режиссёра Стивена Фрирза и продюсера Мартина Скорсезе, снятая по одноимённому роману Джима Томпсона. История фокусируется на трёх мошенниках: Лилли Диллон (Анжелика Хьюстон), её сыне Рое (Джон Кьюсак) и его новой подружке Майре Лэнгтри (Аннетт Бенинг).
Лилли отправляется в Лос-Анджелес, чтобы повидаться с сыном, которого не видела восемь лет. Он с внутренним кровотечением после неудачной аферы попадает в больницу. Здесь Лилли встречает девушку Роя, вызвавшую у неё мгновенную антипатию.
Образуется треугольник, скреплённый ненавистью и шантажом. Заполучить Роя в партнёры жаждет и Майра, и Лилли.
Я рад, что моя мать жива / I’m Glad My Mother Is Alive (2009)
Главный персонаж в этой французской драме — Тома Жюве (Венсан Ротье). Он в раннем возрасте вместе с младшим братом Патриком был отдан на усыновление, но не смог сблизиться с приёмными родителями и в 20-летнем возрасте выследил Джули Мартино (Софи Каттани), свою биологическую мать, которая когда-то была слишком молода для материнства.
Найдя женщину, которой он так долго был одержим, Тома испытывает смесь чувств: любопытство, влечение и обиду. Теперь она разведена и воспитывает третьего сына, которому семь лет. Повествование фильма вполне размеренное, но развязка ошеломляет и шокирует.
Я убил свою маму / I Killed My Mother (2009)
Ксавье Долан написал сценарий для своего режиссёрского дебюта, когда ему было всего 16 лет, а фильм по нему снял в 19 лет. Главную роль также исполнил сам Долан. В этой автобиографической драме рассматриваются сложные взаимоотношения между матерью и взрослеющим сыном.
Фильм начинается с монолога Юбера Минеля, объясняющего, как он любит свою мать, но это чувство переплетено с глубокой ненавистью.
Фильм привлёк внимание международной прессы, когда выиграл три награды на Каннском кинофестивале в 2009 году. Премьера вызвала бурные овации.
Гарольд и Мод / Harold and Maude (1971)
Чёрная кинокомедия американского режиссёра Хэла Эшби о молодом и богатом Гарольде Чэйзене (Бад Корт), который одержим смертью. Он посещает чужие похороны и ставит затейливые инсценировки, разыгрывая фальшивые самоубийства, дабы привлечь внимание матери (Вивиан Пиклз).
Однажды он встречает 79-летнюю Мод (Рут Гордон, обладательница «Оскара», «Эмми» и двух «Золотых глобусов»), которая также ходит на чужие похороны, но по другой причине. Она не боится смерти. Её любовь к жизни контрастирует с его болезненным мировоззрением. Их отношения стремительно развиваются, Мод становится самым близким для Гарольда человеком, и он в неё влюбляется.
Фильм «Гарольд и Мод» занял 9-е место в списке «10 лучших романтических комедий» по версии AFI.
Холлэм Фоу / Hallam Foe (2007)
Мелодрама Дэвида Маккензи о 17-летнем мальчишке Холлэме Фоу (Джейми Белл), который большую часть времени проводит, шпионя за другими людьми из своего дома на дереве, стену которого украшает огромная фотография его прекрасной умершей матери. Он убеждён, что к её смерти причастна мачеха (Клэр Форлани), ненависть к которой нарастает, но внезапно рассеивается после того как они занимаются сексом. Теперь замешательство, страх и стыд вынуждают его покинуть отчий дом и перебраться в Эдинбург.
В городе он встречает молодую женщину, в которой угадывается сильное сходство с покойной матерью Холлэма. Он подсматривает за ней через окна, следил за ней, наконец, у них завязываются отношения. Неуверенность и антисоциальность Холлэма вскоре улетучиваются, жизнь обретает новое русло. Пока мачеха не обнаруживает его с двойником матери.
Нью-йоркские истории (новелла Вуди Аллена:«Эдипов комплекс») / New York Stories (Woody Allen’s Segment: Oedipus Wrecks), 1989
Кинофильм «Нью-йоркские истории» состоит из трёх короткометражек, которые так или иначе связаны с Нью-Йорком. Первая — «Уроки жизни» режиссёра Мартина Скорсезе, вторая — «Жизнь без Зои» Фрэнсиса Форда Копполы, сценарий к фильму написал сам Коппола со своей дочерью Софией. Третья история — «Эдипов комплекс» режиссёра, автора сценария и исполнителя главной роли Вуди Аллена.
Нью-йоркский юрист Шелдон (Вуди Аллен) жалуется на свою настырную и чрезмерно критичную мать. Её навязчивый контроль распространяется на все сферы его жизни. Герой начинает мечтать об её исчезновении.
Они отправляются на представление фокусника, где мать Шелдона приглашают на сцену, демонстрируют трюк с исчезновением и она на самом деле пропадает. Сначала герой напуган. Но затем понимает, что может, наконец, расслабиться. Хотя вскоре его мать появляется самым нелепым и фантастическим образом.
Он обращается к экстрасенсу, которая могла бы ему помочь, и влюбляется в неё. А ведь она очень похожа на мать Шелдона.
Чтец / The Reader (2008)
«Чтец» — мощная драма режиссёра Стивена Долдри, снятая по одноимённому роману-бестселлеру писателя Бернхарда Шлинка.
В немецком городке Нойштадте 15-летний Михаэль по дороге из школы внезапно заболевает скарлатиной и на помощь ему приходит 36-летняя Ханна Шмитц, которая с материнской заботой доводит парня до дома. Спустя три месяца, он навещает её с цветами, чтобы поблагодарить. Ханна соблазняет его и между ними вспыхивает роман. Отношения зиждутся на сексе и чтении книг вслух. Майкл читает, а Хана слушает. Но однажды она исчезает без всяких объяснений. Далее действие картины переносится в то время, когда Михаэль учится на юриста. Он встречает её при неожиданных обстоятельствах и узнаёт ошеломляющую правду.
За роль Ханны Шмитц Кейт Уинслет получила премию «Оскар».
История матери / The Mother (2003)
Смелая кинолента Роджера Мишелла предлагает глубокий взгляд на британскую семейную драму, которую никак нельзя назвать заурядной. Мэй теряет смысл жизни, когда её муж умирает во время семейной поездки в Лондон. Она опасается, что превратилась в неприметную старуху, чья жизнь кончена. Но тут появляется Даррен (Дэниел Крейг) — мускулистый молодой любовник дочери Мэй.
Вместе им комфортно, они смеются над одними и теми же вещами и у них завязываются сексуальные отношения. У героини появляется повод снова жить и улучшить свой внешний вид.
Энн Рид выиграла награду BAFTA за то, что в этом фильме ей удалось отлично изобразить мать, бабушку и любовницу.
Паук / Spider (2002)
Артхаусный триллер Дэвида Кроненберга основан на одноимённом романе Патрика Макграта. Это история о Деннисе Клеге. Он лечился от шизофрении в психиатрической лечебнице и вот прибывает на поезде в родной город, останавливается в реабилитационном центре, который расположен в районе, где прошло его детства. В памяти Денниса начинает всплывать паутина воспоминаний, а с ними и страшная психическая травма, которая искалечила всю его жизнь.
Живые и мёртвые / The Living and the Dead (2006)
Саймон Рамли показал в этом стремительно развивающемся триллере жизнь несчастной британской семьи в огромном поместье.
Столкнувшись с угрозой разорения, лорд Дональд Броклбэнк вынужден на некоторое время покинуть свою смертельно больную жену Нэнси, и нанимает медсестру, которая должна о ней позаботиться. Постоянный уход в этом доме нужен также их сыну-шизофренику, который вдруг решает, что сам способен присмотреть за матерью. Он не впускает медсестру в дом. Не осознавая тяжести состояния матери, сын по-своему представляет, как нужно её лечить. Он злится на её недомогание и решает, что она скорее поправится, если выпьет как можно больше таблеток.
Опасный метод / A Dangerous Method (2011)
Биографическая драма Дэвида Кроненберга сфокусирована на бурных отношениях между основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом, Карлом Юнгом и Сабиной Шпильрейн, которая из пациентки с психотической истерией эволюционирует в любовницу доктора, затем становится одной из первых женщин-психоаналитиков.
Юнг лечит Шпильрейн и обнаруживает, что её психическое расстройство стало следствием насилия. Будучи ребёнком, она подвергалась физическим наказаниям со стороны вспыльчивого и жестокого отца, но отшлёпывание вызывало в Сабине сексуальное возбуждение.
На почве разногласий по поводу Эдипова комплекса дружба Юнга и Фрейда рушится.
Подглядывающий / Peeping Tom (1960)
Этот британский фильм Майкла Пауэлла оказал огромное влияние на развитие жанра триллеров и хорроров. Правда, при выходе на экран на него обрушился шквал критики, в Соединённом Королевстве фильм запретили, но со временем «Подглядывающий» получил высокую оценку за психологическую сложность, особенно в отношениях между главным героем, его отцом и жертвами.