Бабарико: надо выбирать между заповедником СССР и цифровой Швейцарией
Елена Ольшанская, Sputnik.
Белорусские власти за последний год предприняли значимые усилия по реформированию экономики. К этому подталкивают не только рекомендации МВФ, Всемирного банка и Евразийского фонда стабилизации и развития, но и насущная необходимость.
Однако, как считает председатель правления ОАО "Белгазпромбанк" Виктор Бабарико, в Беларуси о реформах слишком много говорят, но мало делают.
В эксклюзивном интервью Sputnik глава банка дал оценку преобразованиям в экономике и подчеркнул, что следует дать большую свободу бизнесу.
Государства у нас слишком много
Говоря о наиболее значимых реформах, глава Белгазпромбанка обратил внимание на то, что правительство наконец занялось одной из самых хронических болезней белорусской экономики — перекрестным субсидированием в ЖКХ и энергетике. Бабарико считает, что это пойдет на пользу экономике, но не эта проблема является главной.
"Насколько я знаю, на самом верху сказали, что реформы — слово ругательное, и к нам попрошу его не применять. Происходят вынужденные действия, которые в лучшем случае относятся к симптоматике, чем к причинам устранения каких-то глобальных проблем. Самое главное — это промышленный потенциал, потенциал заводов, фабрик и средних предприятий, то есть бизнес. А вот здесь о нововведениях я не слышал", — сказал он.
При этом он подчеркнул, что пока большинство преобразований касаются населения, а не корпоративного сектора. В данной связи Бабарико прокомментировал новость о том, что Нацбанк и Комитет госконтроля теперь будут получать сведения обо всех крупных покупках белорусов и крупных платежах банков. При этом неподотчетный лимит таких платежей снижен с 500 рублей до 200 рублей.
Все эти тенденции, считает Бабарико, говорят о том, что роль государства и в экономике, и в социальной сфере очень сильна. Косвенным подтверждением этому он считает тональность публикаций в государственной прессе: все они направлены на защиту и поддержку роли государства.
"Государства очень много в экономической жизни. А его должно быть мало. Оно должно быть незаметно, как судья на поле. Если применять спортивную терминологию, какой матч лучше всего? Тот, где судьи вы не видели. То есть он умеет руководить так, что игра идет, всем очень интересно, а судьи не видно. А у нас в спортивном состязании главная фигура — это судья. Ничего не видно, игра не играется, но судья все 45 минут тайма виден на переднем плане", — сказал он.
Глава Белгазпромбанка привел в пример родителей, которые боятся отпускать в самостоятельную жизнь своих взрослых детей. "Государство очень боится потерять свою роль, как всезнающего и всем распоряжающегося субъекта. Оно боится взрослой экономики. Взрослые дети, которыми могут являться субъекты хозяйствования, вроде бы не сильно зависят от родителей. Обидно за родителей: я тебя растил, кормил, а ты приходишь и говоришь: все, я уже самостоятельный и сам как-нибудь", — заметил он.
Бабарико считает, что не следует бояться полностью уйти от государственного регулирования.
"А как же так, мы же должны все знать. Как картошку перебирать, как в хоккей играть, как же здесь без государства. А вот так! Весь мир живет без государства, и ничего", — сказал он.
Про Чижа и разрешительную систему бизнеса
Однако не только сильная роль государства мешает белорусской экономике. Еще одной проблемой белорусского экономического поля Бабарико назвал существующую в стране де-факто разрешительную систему бизнеса. Отвечая на вопрос агентства, не вытекает ли "дело Чижа" из страха государства потерять контроль над бизнесом, глава банка заметил, что не готов комментировать детали дела, однако сам судебный процесс не добавляет привлекательности инвестиционному климату государства.
Бабарико напомнил, что в Беларуси все предприятия ежегодно подвергаются проверкам. Но, по его словам, почему-то на некоторые нарушения государство предпочитает закрывать глаза, а "через 15-20 лет оказывается, вот беда какая"
"Эти все вещи — это дефекты самой системы, которая имеет в своей основе разрешительный характер ведения бизнеса", — подчеркнул он.
О национальной идее
Такой подход к экономическим реформам, считает глава Белгазпромбанка, отражается и на общем облике страны.
Известно, что белорусские власти долгое время ведут поиски национальной идеи, которая могла бы объединить общество. Проводимые государством реформы подразумевают, что в перспективе Беларусь должна стать сильным государством, но главным достоинством белорусской экономической модели считается стабильность. При этом власти постоянно говорят о том, что надо стремиться сохранить и то лучшее, что досталось нам в наследство от бывшего СССР. Возможно, как раз в этом на самом деле и состоит национальная белорусская идея, предположил Виктор Бабарико.
"У меня ощущение, что у нас тоже есть какая-то идея, ради которой мы ничего не делаем, а пытаемся что-то сохранить. Я недавно слышал, что с огромной гордостью передают: наш Курган Славы вошел в ТОП памятников бывшего СССР. Может, у нас основная цель и явиться последней страной, где остатки СССР существуют, или быть патерналистским государством. Я цели не знаю. Но было много раз заявлено, что наша основная цель — сохранить то, что у нас есть. Я не знаю развития, где целью является сохранение", — сказал он.
По мнению Бабарико, сегодня эта цель удовлетворяет всех: и власть, и общество. Подтверждение этому — отношение граждан к снижению своих доходов. "Если в ситуации, когда у нас зарплаты 3,5 миллиона или 4 миллиона, и весь интернет полон рецептами и дискуссиями, как выжить на 3,5 миллиона — не как заработать 6,8 или 10… Значит, нам сохранение ситуации, в котором мы находимся, более важно, чем развитие. То есть, мы выбираем путь сохранения. Ну, раз мы его выбираем, тогда все нормально", — сказал он.
При этом глава Белгазпромбанка подчеркнул, что государство — это не правительство, не Нацбанк и даже не президент. Это, прежде всего, граждане.
"Вот это удивительная штука: у нас очень низкий запрос, а государство устойчиво тогда, когда оно отвечает интересам народа. Наше государство отвечает нашим интересам. Оно обеспечивает нам очень низкую потребность, и мы говорим: окей, нас она удовлетворяет. Ну, замечательно, наверное", — добавил он.
О плохих кредитах
Белорусская экономика, которая крайне зависима от России, сейчас переживает не лучшие времена. Данные госстатистики и данные Нацбанка говорят о том, что экономическая активность в стране снижается. Происходит снижение спроса и предложения на валюту, сокращаются объемы банковских вкладов, хотя рублевые вклады по-прежнему остаются выгоднее валютных. Стоит ли ждать в этих условиях каких-либо ужесточений денежно-кредитной политики и валютного законодательства? Глава Белгазпромбанка считает, что опасения напрасны.
"Я не вижу причин для ужесточения валютного законодательства. Потому что все сигналы, которые поступают с рынка, и действия Национального банка, который, наоборот, снизил объем обязательной продажи, либерализирует валютное законодательство, говорят об отсутствии таких планов. И это очень здорово", — сказал он.
В то же время Бабарико подчеркнул, что стабильность на валютном рынке будет зависеть от того, насколько аккуратно и взвешенно Нацбанк подойдет к решению проблемы "плохих кредитов", доля которых в кредитных портфелях банков приближается к пороговому значению безопасности.
В данной связи Бабарико отметил, что эта проблема возникла давно, она вызвана, в основном, директивным кредитованием. По мнению собеседника Sputnik, банки изначально должны были кредитовать только проекты, которые направлены на расширение и модернизацию производства. Между тем, даже сегодня продолжается выдача кредитов на зарплату и на текущую деятельность, причем некоторые кредиты выдаются под гарантии правительства.
По словам Бабарико, сейчас Нацбанк работает над тем, чтобы получить ясную картину по проблемным активам в банковской системе. Только после оценки кредитных портфелей у регулятора сложится понимание, какой объем докапитализации требуется банкам.
Бабарико также заметил, что Белгазпромбанк директивным кредитованием не занимался, поэтому о докапитализации банка, даже со стороны материнской структуры, речи не идет.
О валютном курсе
Говоря о проблеме курсообразования, глава Белгазпромбанка заметил, что не видит оснований для резких скачков курса национальной валюты. По его словам, сейчас большинство российских компаний закладывают в свои прогнозы курс рубля к доллару в размере 64 рублей за доллар, что достаточно комфортно и для Беларуси. Эти сценарии пишутся российским бизнесом на фоне недавних заявлений руководства РФ о том, что чрезмерно сильная нацвалюта наносит ущерб экономике. По оценке российских экспертов, реальный курс рубля — 70 рублей за доллар.
"70 рублей — это меньше 10% девальвации, это не очень больно. Курс российского рубля драматично понижаться тоже не будет. То есть где-то 65-70 — это тот коридор, в котором российский рубль себя чувствует комфортно. Наш рубль — в районе двух рублей к доллару это тоже плюс-минус комфортная ситуация", — сказал он.
Бабарико выразил надежду, что Нацбанк четко понимает паритетность российского рубля к белорусскому. Кроме того, он заметил, что снижающийся уровень жизни населения не позволяет гражданам использовать наличную валюту как средство накопления. Это также снижает давление на валютный рынок.
"Это говорит о том, что усилий влиять и расшатать курс я не вижу ни у кого. Он будет плавно и управляемо двигаться в том направлении, в котором Нацбанк и правительство могут совершенно спокойно это делать. То есть если они останутся на позициях, на которых они стояли и раньше, балансируя — то рисков курсообразования я не вижу", — подчеркнул он.
Глава Белгазпромбанка добавил, что на стабильность курса будет влиять и то, к каким мерам прибегнут правительство и Нацбанк, решая проблему проблемных активов банков. По его словам, если чрезвычайных мер по докапитализации банков не будет, то и курс "зайчика" устоит.
О коллекторских агентствах
От проблемных кредитов предприятий собеседник Sputnik перешел и к "плохим" кредитам физлиц.
Примечательно, что недавно Газпромбанк заявил, что рассматривает возможность привлечения коллекторских агентств для работы с проблемными кредитами граждан. Бабарико считает, что это в целом для банков хорошо, поскольку этот механизм избавляет банки от выполнения не свойственных им функций. "Я считаю, каждый должен заниматься своим делом. Коллекторы — это специализированные учреждения, которые умеют заниматься проблемными задолженностями. Да, многие говорят о методах, но это история другая, для этого существуют правила. Но с моей точки зрения, для оставления банкам банковской функции это правильно", — сказал он.
В то же время он обратил внимание, что здесь все зависит от экономической целесообразности: некоторые агентства выкупают проблемные долги с дисконтом в 5%, у некоторых дисконт доходит и до 90%, что уже не очень интересно для банка.
"Что касается нашего банка, у нас есть партнеры, и мы выстраиваем схему с тем, что наши юридические партнеры помогают нам работать с проблемными долгами, и нам это комфортно. Безусловно, если появятся на рынке чисто специализированные коллекторские агентства, мы тоже будем", — сказал он.
Бабарико также напомнил, что законодательство по коллекторским агентствам в Беларуси есть, однако таких агентств пока немного.
О новых технологиях и новой экономике
Собеседник агентства рассказал, что 30 сентября в Минске при поддержке Белгазпромбанка пройдет вторая международная конференция "Новая реальность: вызовы для Беларуси". Первая состоялась в прошлом году, собрала более 400 участников и была посвящена краудфандингу. И здесь председатель правления Белгазпромбанка высказался о том, каким он видит будущее национальной экономики Беларуси.
"Объективно, экономика будет приобретать следующую конструкцию: на стороне производителя формирование заказа будет осуществляться все более индивидуально, исходя из предпочтений каждого отдельного человека, которые, в свою очередь, будут формироваться с учетом мнения его социального окружения, а не экспертов" — сказал Бабарико.
Со стороны потребителя, по его словам, будет все больший спрос на шеринг-технологии, то есть возможность совместного пользования товаром либо услугой.
"Яркий пример: вы покупаете машину и ездите на ней два часа в день, но вообще-то вы за нее заплатили, и она может ездить двадцать четыре часа в день. То есть, если кто-то будет иметь возможность сделать механизм использования потребительских свойств своего изделия в течение двадцати четырех часов, это будет прорыв", — пояснил он.
"Эпоха посредников с течением времени будет все более сокращаться. Мы говорим здесь о логистике, финансовых операциях и иных обеспечивающих процедурах",- сказал Виктор Бабарико. Он уверен, что мир приходит к необходимости использования криптовалют и иных электронных финансовых технологий.
Поэтому, полагает он, для Беларуси стоит выбор вопрос о выборе пути развития.
"У нас есть два варианта. Либо попытаться сохранить и привлекать в нашу страну людей, которые хотят "походить серпом порезать поля" и мы захотим остаться заповедником СССР — и это тоже стратегия, или мы будем развиваться в общемировом тренде. У нас есть уникальный шанс выбрать второй, технологичный путь развития", — сказал он.