Что вспоминаем 22 июня: Вторую мировую или Великую Отечественную
МИНСК, 22 июн — Sputnik. В Беларуси 22 июня вспоминают жертв Великой Отечественной, в Украине — Второй мировой войны, в Молдове — по сути, ни тех, ни других.
Историки трех стран по просьбе Sputnik в рамках телемоста Минск-Киев-Кишенев обсудили проблемы исторической науки и памяти и обнаружили принципиально разное отношение в обществе к событиям июня 1941года.
Беларусь: трактовка остается неизменной
Концепция войны в Беларуси остается неизменной. Да, публикуются новые документы, уточняются какие-то факты, но в целом ход и исход войны трактуется в привычном ключе, заявила доцент кафедры истории России Белорусского государственного института Галина Болсун.
"У нас исключен — и в академическом сообществе, и в обществе в целом — пересмотр основных событий, итогов и результатов этого трагического события. В том числе и потому, что в национальной памяти белорусов война имеет особое значение. Вдумайтесь в цифру потерь: каждый третий. Это личностное восприятие войны сквозь призму трагедии отдельной семьи позволит сохранить память в следующих поколениях", — предположила Болсун.
По ее словам, молодежь активно вовлекают в осмысление и обсуждение военной истории. Болсун напомнила, что в белорусских вузах с 2005 года введен специальный курс "История Великая Отечественная война советского народа в контексте Второй мировой войны". Был разработан взвешенный, по ее словам, учебник, который "содержит новейшие документальные материалы, фотоматериалы, что позволяет студентам самостоятельно делать выводы".
Кроме того, периодически проводятся студенческие конференции, посвященные Великой отечественной войне. В стране открыт новый музей ВОВ.
Украина: новые мифы
В Украине 22 июня отмечают День скорби и памяти жертв Второй Мировой войны, рассказал украинский участник телемоста историк Александр Каревин. По его словам, в Киеве сейчас стараются избегать термина Великая Отечественная.
"Раньше были советские мифы, в которых тоже много было неправильно. Сейчас вместо них предлагают другие мифы. В частности, народу вкладывают в голову, что это была чужая война, то есть не Великая Отечественная, а советско-германская война", — заметил Каревин.
По его оценке, военная история в Украине сейчас подается несколько противоречиво. К примеру, национальное радио в День скорби напомнило о трагической дате, а после предоставило слово историку, который рассказал о героической деятельности в войну Украинской повстанческой армии.
"Но при чем тут УПА. Даже по официальной версии УПА было основано в конце 1942 года, а в начале войны командующий УПА Роман Шухевич принимал участие в нападении гитлеровских войск на Советский союз. И многие воины УПА в 1941 воевали на стороне Германии", — заявил Каревин.
Молдова: нет учебников
В Молдове вообще нет учебников и своего взгляда на историю Великой Отечественной войны, рассказал бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол Молдовы и Румынии, доцент Государственного университета Молдовы Эмил Чобу.
"У нас румынские учебники истории. А Румыния — это страна, которая начинала войну с одним, а закончила с другим. И свои герои у нее сеть и в первой половине войны, и во второй. Она всегда была правой, а мы в итоге оказались под воздействием этой точки зрения", — рассказал Чобу.
Впрочем, даже у старшего поколения нет четкого отношения к военной истории. Кто враги, а кто друзья — в конце 30-х — начале 40-х в Молдове было очень сложно разобраться. Власть и образ врага на этих землях в те годы менялся слишком часто. В 39-м первоклашки шли еще в румынскую школу, в 40-м в советскую, в 41-м — снова в румынскую, а затем в 44-м с приходом красной армии-освободительницы опять вернулись в советскую.
"В 1939-м они учили латинский алфавит, учили, что румыны хорошие, а большевики — с рогами. Ушли на каникулы, а 1 сентября в школе уже кириллица и большевики хорошие, а румыны фашисты. Им говорят: давай снова в 1-й класс. А потом снова румыны с немецкими фашистами пришли, и снова они хорошие, а большевики плохие. В 44-м году опять все поменялось. Мне рассказывали люди 30-го года рождения, что некоторые до 12-13 лет не могли вырваться из первого класса", — объяснил истоки сегодняшних проблем восприятия военной истории Чобу.
В итоге эти профессиональные первоклассники махнули рукой на учебу и отчасти на свою историю.
К истории нужно относиться с трепетом и уважением
Белорусский историк призналась, что ей больно слушать коллег.
"Если война будет трактоваться не как справедливая Отечественная война советского народа против агрессора, напавшего на страну, а как схватка двух тоталитарных режимов, как сегодня это пытаются представить, тогда победа в этой войне логически перестает быть предметом национальной гордости. А как тогда быть с цифрой в четыре миллиона советских людей, которые ушли на фронт добровольцами", — задала риторический вопрос Болсун.
По ее убеждению, в память о 26,6 миллиона человек, который Советский Союз потерял в войне, важно сохранить уважительное отношение к той истории.
"Подсчитано, если бы за каждого погибшего в этой войне советского человека объявили минуту молчания, мир молчал бы 50 лет. Я все время думаю: почему американцы не пересматривают свое участие в войне, французы очень трепетно относятся к своей истории, и англичане. А мы все копаемся… Да, конечно, было. Был коллаборационизм, не все было однозначно в партизанском движении. Но отрицать вклад советского народа — украинского, белорусского, молдавского — в разгром фашизма это неправильно", — заявила белорусский историк.