Грачев: Левитан учил, что диктор должен сидеть неудобно
МИНСК, 11 фев — Sputnik. В этом году Совинформбюро отмечает юбилей. И его невозможно представить без его главного голоса, голоса Юрия Левитана. Ветеран советского радиовещания Евгений Грачев поделился со Sputnik воспоминаниями о том, как работал с легендарным диктором.
В доме Радио на Пятницкой эфирные студии располагались на третьем этаже. И каждая вещала на определенной орбите. Диктору приходилось каждый час переходить из одной студии в другую.
"И вот представьте себе, в два часа ночи из студии РО-1 выходит Левитан и идет в РО-2. В одной руке у него выпуск последних известий, а в другой — авоська с термосом и свертком с бутербродами. Потому что ночных буфетов на Пятницкой как не было, так и нет. Так до 6 утра и переходил он из одной студии в другую. А в 8 утра был выпуск последних известий, после чего диктор высшей категории всесоюзного радио Юрий Левитан ехал, наконец, домой. Надо было видеть, как он ходил всю ночь из одной студии в другую. Он в силу возраста был в домашних тапочках, в трениках, но в белой рубашке с галстуком", — вспоминает Евгений Грачев.
Свой знаменитый голос Левитан старался "не включать"
По словам Евгения Грачева, однажды серую волгу Левитана ГАЗ-21 остановил гаишник — диктор проехал на стрелку, которая уже погасла. Следом ехал спортивный комментатор Ян Спарре. Он видит левитановскую волгу, а возле нее грозного гаишника и Левитана с видом провинившегося школьника.
У Яна Спарре не было одной ноги. Но он управлялся с обычной машиной, не инвалидной. На одну педаль нажимал ногой, на другую — костылем. И вот он выскочил из машины и на костыле поскакал к гаишнику. Тот его узнал мгновенно: "Товарищ Спарре, как приятно вас видеть".
Комментатор в ответ:
— Кого вы остановили — это же Левитан!
— Да я вижу его документы — Левитан.
— Нет, это — Левитан!
Гаишник по-прежнему его не понимает. Тогда Спарре говорит:
— Юрий Борисович, ну скажите же вы что-нибудь своим голосом!
Левитан выпрямился и сказал: "Говорит Москва!". Гаишник выронил документы, покраснел, побледнел:
— Товарищ Левитан, простите меня, дурака! Я же еще пацаном всю войну вас слушал! Да мне же никто не поверит! Давайте я подвезу вас до радиокомитета!
Ветеран радиовещания вспоминает, что в жизни Юрий Борисович был очень скромным человеком. Однажды, когда в буфете молодые сотрудники попытались пропустить пожилого мэтра в вперед очереди, тот посмотрел серьезно и сказал своим знаменитым голосом: "Все системы корабля работают нормально!". И остался стоять дальше.
Голос Москвы и личный враг Гитлера
Грачев уверен, что голос Левитана — мощнейшее оружие, голос эпохи, который считали вторым после божьего:
"Потому что Москву слушали затаив дыхание. Гитлер объявил Левитана своим личным врагом, постановил повесить его после того, как займет Москву. Но вермахт Москву не занял, Юрий Борисович продолжал работать, советская армия победоносно завершила войну. Весь послевоенный период Левитан оставался тем голосом Москвы, который слушала вся страна. Когда кто-то хотел сказать правду, он говорил: "Я сам слышал по радио, Левитан сказал!". И выше этого аргумента не было".
Левитан щедро делился опытом с молодыми. "Он учил, как нужно говорить, как нужно думать у микрофона и самое главное — как нужно правильно сидеть. А правильно сидеть — это значит сидеть неудобно. И показывал, как это надо делать", — вспоминает Грачев.