Предатели, праведники и невыученные уроки Холокоста
Вера Дашкевич, Sputnik.
Около полумиллиона убитых белорусских евреев остаются до сегодняшнего дня неизвестными. Их именнет ни в базе израильского мемориала "Яд-Вашем", ни на многочисленных обелисках, установленных на местах массовых расстрелов. В советские времена не принято было говорить об особой судьбе евреев, на табличках значилось нейтральное "в память о погибших советских гражданах — жертвах фашизма".
Всего же в войну на территории Беларуси погибли около 800 тысяч евреев — почти все, кто оказался в оккупации. Выжили только те, кто уцелел на фронте,успел вырваться в эвакуацию или ушел в партизаны.
О том, что происходит с белорусской памятью о Холокосте, Sputnik поговорил с председателем Республиканского фонда "Холокост" Вадимом Акопяном.
Памятники белорусским евреям за британские деньги
В западной Европе евреев уничтожали системно — составляли списки, собирали их в архивы, рассказал Акопян. "Белорусские" архивы нацистов, если и были, то практически не сохранились. Отсюда и такая большая цифра безымянных жертв.
Восстановить память о конкретных людях — погибших в войну белорусских евреях — одна из задач фонда. Собранные имена будут переданы на хранение в иерусалимский "Яд-Вашем", мемориал, посвященный Катастрофе (так в переводе с иврита называется трагедия евреев во время Второй мировой войны), и таким образом увековечены.
При этом упрекнуть белорусов в невнимании к Холокосту было бы несправедливо, подчеркнул Акопян. И местные власти помогают следить за памятниками, и многие школьные учителя проявляют немалый интерес к истории, казалось бы, чужой Катастрофы. Звонят и приходят в фонд.
"Они начинают заниматься краеведением со своими учениками. И неизбежно приходят к тому, что до войны в их местечке половина евреев жила. А сейчас их нет. И с этого начинается. А потом, оказывается, к примеру, что события были, а памятника нет", — рассказал Акопян.
В последние годы в Беларуси ежегодно стало появляться до десяти новых памятников на местах массовых расстрелов евреев. Многие из них устанавливают на деньги британцев — семьи Лазарусов. Никаких корней и никакой личной истории в Беларуси у Лазарусов не было. Была единственная поездка в конце 90-х, во время которой Даяна Лазарус так впечатлилась количеством необозначенных еврейских захоронений времен Второй мировой войны, что убедила мужа организовать специальный фонд. К концу 2015 за счет фонда Лазарусов в Беларуси установлено 89 обелисков.
Предатели и праведники
Холокоств Беларуси — это не только история Катастрофы, это еще история предательства и героизма. Про нацистских помощников — тех, кто, по сути участвовал в охоте на еврейские семьи, добровольно выявлял и выдавал, в фонде знают, но не ищут. Другое дело — праведники. Те, кто под угрозой смерти, прятал евреев.
"На каждом столбе висел приказ оккупационных властей о том, что за помощь евреям — расстрел. Причем немцы убивали всю семью того, кто помогал. Поэтому многие, кто хотел помочь, этого не делали. И правильно — как ты можешь ставить свою семью под смерть из-за чужого человека? Никаких претензий к таким людям нет и быть не может", — подчеркнул Акопян.
Более 800 человек в Беларуси уже отмечены медалью Праведника мира. И этот список не закрыт. Ежегодно фонд находит и отмечает медалями новых белорусов. Правда, почти всегда за наградой приходят уже дети, а то и внуки праведников.
В среду награды от израильского правительства в очередной раз получат еще три белорусские семьи. В том числе наследники Ефима Русецкого, расстрелянного в войну за укрывательство евреев.
Уроки Холокоста
Мир после Второй мировой войны, безусловно, стал другим — и добрее и человечнее, утверждает глава республиканского фонда "Холокост". Но сказать, что уроки из случившейся с евреями страшной трагедии извлечены, по его мнению, было бы преувеличением.
"Главный урок не извлечен. 27 января в Иране проходит очередная международная выставка карикатур о Холокосте, и туда приезжают делегаты множества стран", - отметил Акопян.
Да и само понятие "Холокост" начинает размываться. Международное сообщество все чаще говорит о 27 января просто как о Дне памяти жертв нацизма. Хотя дату учредили в память об освобождении концлагеря "Освенцим" — лагеря, где из миллиона 400 тысяч умерщвленных узников более миллиона были евреями.
Насколько опасны смещения смыслов в таких чувствительных вопросах, сказать сложно. Это проявление терпимости? Или беспечности? Время покажет.