"Неудобный" Хуциев отмечает юбилей
МИНСК, 4 окт — Sputnik. Имя режиссера Марлена Хуциева, который отмечает сегодня круглую дату, неразрывно связано с "оттепелью" — относительной свободой, которая наступила в Советском союзе с уходом Сталина.
Хуциев снял на стыке 50-х и 60-х годов несколько картин "Весна на заречной улице", "Застава Ильича" и "Июльский дождь", которые стали во многом знаковыми лентами.
"Июльский дождь", к примеру, заканчивается документальными кадрами со встречи ветеранов у Большого театра. В то время праздник Победы не отмечался, 9 мая был обыкновенный будничный день, но бывшие солдаты каждый год неизменно собирались у Большого. Кадры Хуциева были как упрек.
Тема войны была очень значима для режиссера, хотя сам он на фронте не был — его освободили из-за астмы и дальнозоркости. Однако его взгляд вызывал раздражение у власти, несмотря на оттепель. Хрущев лично резал "Заставу Ильича" Хуциева.
"Даже наиболее положительные из персонажей фильма — трое рабочих парней — не являются олицетворением нашей замечательной молодёжи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться. И это в наше время развёрнутого строительства коммунизма, освещённое идеями Программы Коммунистической партии!", — публично критиковал картину первый секретарь ЦК КПСС на встрече с деятелями литературы и искусства.
Особенно Хрущеву не понравилась сцена, где герой разговаривает с призраком погибшего на фронте отца. На вопрос героя о том, как ему жить, отец отвечает вопросом — а сколько тебе лет? Услышав в ответ "двадцать три", говорит: "А мне двадцать один. Ну, как я могу тебе советовать?"
Позже Хуциев признавался, что это была очень важная для него сцена — попытка представить разговор с собственным отцом, которого репрессировали в 1937 году.
С постсоветской властью отношения у Хуциева также сложились очень сдержанные. Год он возглавлял Союз кинематографистов, но потом его сместили, высокий пост вернули Никите Михалкову. К нынешней рефлексии на тему советского прошлого режиссер относится очень осторожно. Особенно, когда дело касается киноинтерпретаций.
"Стиляги", "Оттепель" — это все ужасно. Во-первых, все, что снято про кино, — это совершенно не так. Я снимал в то время… Снимали влюбленно, без интриг. Совсем другое было у меня ощущение того времени", — признавался недавно режиссер журналистам.
Хуциев снял около 10 картин, к некоторым из них сам писал сценарии. Преподавал и работал в театре. В этом году возобновил работу над своей многострадальной лентой "Невечерняя". Съемки фильма о встречах Толстого и Чехова он начал еще в начале века, но завершить работу не смог — закончились деньги. Только благодаря помощи спонсоров, 90-летний режиссер смог снова выйти на съёмочную площадку.