Олег Табаков: в поисках героя нашего времени

Источник материала:  
17.08.2015 07:16 — Калейдоскоп

Вера Дашкевич, Sputnik.

В Советском Союзе не было звезд, были имена, точнее даже Имена. Худрук, создатель театра, Народный артист СССР, педагог, воспитавший огромное количество нынешних российских актеров, в том числе Евгения Миронова и Владимира Машкова — все эти статусные должности и звания не могут описать всех его заслуг у зрителя. А вот имя — Олег Табаков — может.

От Шелленберга и Обломова до кота Матроскина

Для немосквичей Табаков — все-таки, прежде всего, кино. Доехать до Москвы, а уже тем более раздобыть билеты в модные "Современник" и позже "Табакерку" — экспериментальную студию, расположенную в помещении бывшего угольного склада, было непросто. Оставалось кино — Табаков за все это время снялся более чем в 120 фильмах.

Олег Табаков: в поисках героя нашего времени
Кадр из фильма "Шумный день"

Создавал совершенно разные образы: от шефа Штирлица Шелленберга до злобной няни-домомучительницы в "Мэри Поппинс, до свидания". Он играл Обломова у Никиты Михалкова и короля Людвига XIII в "Трех мушкетерах", а еще несимпатичного "друга" Кати Тихомировой в "Москве слезам не верит".

Олег Табаков: в поисках героя нашего времени
Вячеслав Тихонов и Олег Табаков в фильме "Семнадцать мгновений весны"

Большую долю популярности ему добавил даже не эпизод — закадровая работа. Актеров, которые озвучивают мультперсонажей, обычно не ассоциируют с рисованным героями, но в случае с Табаковым произошло невероятное: кот Матроскин из Простоквашино на время стал чуть ли не альтер-эго артиста.

От существа к существу о существе по существу

И все-таки театр был и остается его основным приложением сил. Табаков был одним из создателей "Современника", потом в конце 70-х придумал свою "Табакерку" и параллельно работал с Олегом Ефремовым во МХАТе. Сейчас руководит МХТ имени Чехова и все той же "Табакеркой".

В театре ему оказалось проще сохранить верность старой актерской школе, когда мастерство актера измеряется его умением работать по формуле: от существа к существу о существе по существу. Сейчас же те, кто идут в актеры, "по существу", по его мнению, не всегда умеют.

"Слова естественно произносимые, но не более того, за которые платит довольно большие деньги кинематограф и, особенно, телевидение, в театре для меня — цены не имеют",- говорит Табаков.

При этом обвинить его в старомодности не получится. Театры Табакова успешны, да и сам он чутко реагирует на новое время. Раз требует зритель яркое действие, значит, спектакли должны стать динамичными. Психологический театр, по словам нынешнего Табакова, хорош, только когда он зрелищный.

"Зрелищность для меня — не бранное слово. Да будьте вы семи пядей во лбу и переполнены самыми значительными гуманными идеями, но если театральное действо не зрелищно — не будут вас смотреть. Люди уйдут из зрительного зала, невзирая на дороговизну билетов. Сначала они голосуют рублем, потом — ногами", — откровенничал он несколько лет назад с журналистами.

Герой нашего времени

Табаков время от времени высказывается по актуальным политическим вопросам. Поддержал политику руководства России на Украине и в Крыму, но при этом выступил против гонений на руководство и режиссера "Новосибирского театра оперы и балета" за оперу "Тангейзер" (против создателей оперы возбудили административные дела в связи с "осквернением предметов религиозного почитания", однако суд не нашел состава преступления и дела закрыл —Sputnik).

Наше время, по мнению Табакова, не предполагает к появлению героев. Потому в телевизоре — менты, в книгах — Гарри Поттер.

"Сегодня нет героев, и это нормально. Что-то я не шибко помню, чтобы французская революция рождала обилие героев. Всё больше тартюфы или какие-либо такие пакостники, дурачки, вроде Журдена… Для меня герои — настоящие, не киношные — просто русские интеллигенты: Лихачев, Солженицын", — признавался он несколько лет назад журналистам.

Однако тогда же он добавлял, что в целом временем доволен. И ни за что не променял бы свою свободу на "собесовскую" похлебку.

Юбилей

Один подарок он себе уже сделал. Весной во МХТ состоялась премьера: Табаков сыграл главную роль в новом спектакле "Юбилей ювелира" — историю о смерти, ее неминуемом приближении, и жизни — желании жить, даже если тебе 89 и ты умираешь от рака. Его герой доживает до долгожданного дня рождения… Хотя самому артисту это далось не просто — говорит, похудел за время работы над спектаклем почти на 15 килограммов: со 107 до 91,5.

Олег Табаков: в поисках героя нашего времени
Художественный руководитель МХТ имени А.П.Чехова Олег Табаков

Свой юбилей Табаков планирует широко отметить в ноябре — большим фестивалем в свою честь, который пройдет в МХТ. В течение недели оба его театра — Московский Художественный и "Табакерка" покажут зрителям лучшие постановки с участием мастера, в том числе и новую — "Юбилей ювелира".

←Цой: "Смерть стоит того, чтобы жить"

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика