Бишкек объявил демарш Минску
Саммит глав государств СНГ в Ашхабаде, назначенный на 5 декабря, прославился ещё до открытия. Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев сделал ему имя. По крайней мере, у себя на родине.
Впервые в истории Содружества глава этой республики отказался от участия в высокопоставленном мероприятии. Официальные источники путаются в показаниях. Одни свидетельствуют о плотном графике Атамбаева. Иные в качестве причины указывают сложную внутриполитическую ситуацию, вызванную «послевкусием» от местных выборов, которые прошли 25 ноября.
И то, и другое вполне допустимо, но уважительными эти причины можно назвать с большой натяжкой. Во-первых, у любого президента график плотный. На то он и глава государства. Но международные саммиты включены в него заранее и по согласованию. Что касается Атамбаева, чья Киргизия напрямую и кровно увязана с Россией, то едва ли для него сейчас должно быть что-либо более плотное, чем работа с ней, а значит, и в её форматах тоже.
Есть, правда, для него смягчающее обстоятельство - Москва и Бишкек уже подписали ряд принципиальных соглашений и по военной базе, и по энергетике, и по взаимодействию. Поэтому обид быть не должно. Видимо, это тоже учитывал Атамбаев, когда принимал решение о капризе.
В столице Киргизии, правда, в это же время пройдет саммит премьеров ШОС. Но не слышно было, чтобы Атамбаев ради него отпрашивался. К тому же все-таки это другой уровень. Не убедительными кажутся ссылки и на внутренние сложности. Это, конечно, не симуляция. Но они в Киргизии - явление перманентное и отнюдь не способное внезапно взволновать президента до невыездного состояния.
Местные выборы хоть и закончились скандалами и привели к самоотводу лидера партии «Ар-Намыс» Феликса Кулова с поста главы парламентской коалиции, но на расстановку сил в Жогорку Кенеше они не повлияли и к массовым акциям протеста тоже не привели. А значит, все штатно.
Эксперты в Киргизии изначально предполагали, что Атамбаев может не поехать в Ашхабад из-за Белоруссии. К ней, кстати, именно здесь перешло председательство в СНГ. Бишкек так и не простил Минску отказа в выдаче экс-президента Курманбека Бакиева и его младшего брата Жаныбека. На родине он обвиняется в массовом убийстве 7 апреля 2010 года во время столкновений с оппозицией.
Атамбаев демонстрирует партнерам свой характер. И, видимо, тем самым планирует заручиться их поддержкой в давлении на Минск. В принципе, демарши на площадке Содружества - это не откровение. К ним прибегали и Лукашенко, и Каримов. Были прогулы и у Алиева. Это одностороннее движение по кругу, и оно все равно выводит на исходную.
Но если Атамбаев на самом деле кому-то что-то хотел показать, то ему это удалось. Его отсутствие заметили. Другое дело, что в следующем году Киргизия намерена войти в Таможенный союз. Но вступление будет зависеть и от Белоруссии. А Лукашенко тоже президент. И не исключено, что в нужный момент у него тоже может оказаться слишком плотный график