Вячеслав Лапидус: Новая парадигма интеграционного развития России и Белоруссии - взгляд из России
Ровно 13 лет назад, 8 декабря 1999 года был подписан Договор "О создании Союзного государства России и Белоруссии".
Договор стал важным фактором развития интеграционных процессов, межгосударственного сотрудничества, а также поиска взаимоприемлемых компромиссов между двумя нашими братскими странами.
Фактически Белоруссия и Россия одними из первых государств СНГ осознали необходимость тесной двусторонней интеграции.
В силу этого Союзное государство сегодня является уникальным с точки зрения развития экономических интеграционных процессов на постсоветском пространстве, хотя и не представляет собой единственную попытку политической интеграции среди стран-членов СНГ.
Если говорить об экономической составляющей, то она в последнее время также проходит экзамен на прочность. И вызвано это тем, что в связи с вступлением в 2010 году Белоруссии в Таможенный союз, а с 1 января 2012 года в Единое экономическое пространство, Белоруссии, по мнению некоторых экспертов, пришлось пожертвовать частью Союзного государства, т.к. фактически Российско-белорусская таможенная зона вошла в Таможенный союз "тройки": России, Белоруссии и Казахстана.
Таким образом, Российско-белорусская политическая интеграция, т.е. само Союзное государство, по их мнению, лишается своей экономической опоры.
Более того, с появлением интеграционного проекта Таможенный союз - Единое экономическое пространство, который очевидно к 2015 году будет преобразовано в Евразийский экономический союз, будущее Союзного государства вообще ставится под сомнение.
Действительно ли Таможенный союз, Единое экономическое пространство и Евразийский экономический союз могут поставить крест на возможности развития Союзного государства и лишают его экономической и политической опоры?
Поставим вопрос более жестко: сможет ли вписаться Союзное государство в структуру Евразийского интеграционного проекта?
Выскажу свою точку зрения: не только сможет, а, абсолютно убежден, что именно Союзное государство России и Белоруссии станет той опорой, которое создаст Евразийский союз.
Конечно, здесь многое будет зависеть от политической воли руководителей наших стран. Так, по мнению, госсекретаря Союзного государства Г. Рапоты "сохранение Союзного государства...будет зависеть как от политической воли глав государств, так и от нашей исполнительности".
Наиболее важным показателем развития Союзного государства становится экономическое сотрудничество России и Белоруссии и, прежде всего, сотрудничество в газовой сфере, которое за последние годы вышло на совершенно новый качественно уровень.
Кстати, об этом заявил Президент Белоруссии Александр Лукашенко 22 ноября 2012 года на встрече с председателем правления "Газпрома" Алексеем Миллером.
По словам Президента Белоруссии "...по проектам, которые предлагались ранее, найдены удовлетворяющие обе стороны направления сотрудничества, и ... мы с большим удовольствием приветствуем то, что "Газпром" более решительно и с огромными инвестициями идет в Беларусь".
Напомню, что в 2012 году в Белоруссии будет поставлено около 22 млрд. куб. м газа, что на 10 процентов больше, чем в прошлом году.
По мнению главы "Газпрома" Алексея Миллера данные цифры являются ярким показателем того, что экономика Белоруссии развивается динамично, поскольку объемы энергопотребления и газопотребления -главные индикаторы экономического роста, а экономика - это основа развития Союзного государства России и Белоруссии.
Таким образом, проблема развития Союзного государства России и Белоруссии остается наиболее важной с политической и экономической точек зрения.
Никакие внутренние и международные события, какими бы острыми и драматическими они ни были, не могут отодвинуть или приглушить проблему формирования Союзного государства. Этому есть объективные причины развития политических, экономических и социальных проблем которые создают основу необходимости развития отношений двух стран на новой парадигме, суть которой заключается в интеграционном развитии.
Интеграция в данном случае выступает гарантией политической независимости и экономической безопасности единого Союзного государства, и, как следствие, обеспечивает решение главной задачи для любого государства: социальных гарантий, благополучия и безопасности наших граждан.
С учетом этих важнейших объективных особенностей и необходимо рассматривать процесс развития Союзного государства России и Белоруссии.