13 призов «Листопада» ушли в российский «туман»
Вполне ожидаемому триумфу фильма «В тумане» способствовало много условий. Это и то, что режиссер фильма Сергей Лозница родом из Белоруссии, и то, что лента снята по повести выдающегося белорусского писателя Василя Быкова, и то, что национальная киностудия «Беларусьфильм» принимала участие, пусть символическое, в создании этой международной копродукции. И наконец, то, что жюри «Листопада» возглавлял Андрей Звягинцев, а он уже присудил однажды фильму «В тумане» Гран-при — это случилось, напомним, на фестивале «Зеркало» имени Андрея Тарковского в Иваново...
Нынешнее решение жюри далеко не всеми было воспринято с энтузиазмом. Показанный в день открытия «Листопада», фильм «В тумане» был подвергнут в белорусской прессе достаточно массированной критике. Мол, картина холодная, бесстрастная, лишенная боли и нерва гениального первоисточника. Но белорусская публика тем временем ломилась в залы и висела во время демонстрации фильма буквально на люстрах. По итогам зрительского голосования лента заняла четвертую строчку рейтинга, что совсем неплохо для сурового, лишенного внешней динамики «партизанского» фильма.
Сам Сергей Лозница приехал в Минск буквально на два с половиной дня, выкроив время между фестивалями в Бразилии и немецком Котбусе. В канун выхода фильма в мировой прокат, чему сильно помогла премия ФИПРЕССИ в Каннах, режиссер не упускает возможности показать «В тумане» как можно более широкой и разнообразной аудитории. Не очень, впрочем, надеясь на то, что главные призы на фестивалях в Иваново, Ереване и Минске помогут ему сорвать кассу в России, где лента 22 ноября выходит в ограниченный прокат.
Несмотря на то что «Листопад» является масштабным международным киносмотром (по словам министра культуры Республики Беларусь, это 350 фильмов, 42 страны-участницы — от Австралии до Латинской Америки), он завершился абсолютным триумфом российского и — шире — постсоветского кино. Так, вслед за фильмом «В тумане», который Россия не без оснований считает своим, приз за режиссуру ушел к Василию Сигареву — автору фильма «Жить», уже прогремевшему на «Кинотавре». А замечательные актрисы Ольга Лапшина и Яна Троянова из этого философичного фильма о тайне любви, жизни, смерти разделили приз за лучшее исполнение женской роли.
Лучшим актером был назван Миша Месхи из поэтичного грузинского фильма «Опекун», в чем-то наследующего традиции ранних фильмов Отара Иоселиани, а латвийская картина «Крутая Колка», с поистине чеховским юмором повествующая о пустоте провинциального бытия, была удостоена приза за лучший актерский ансамбль. Специальный приз «За блистательное открытие нового измерения в жанре комедии» получил режиссер Михаил Сегал, автор язвительного, гротескного и уморительно смешного фильма «Рассказы».
Целых пять призов, в том числе приз за лучший детский фильм и приз президента Белоруссии Александра Лукашенко, получила лента «Частное пионерское» в постановке Александра Карпиловского. Продюсеру ленты Владимиру Есинову пришлось купить в Минске вместительный чемодан, чтобы увезти в Москву все свалившиеся на него призы. Еще один приз от Лукашенко увез в российскую столицу директор «Мосфильма» Карен Шахназаров, чей фильм «Белый тигр» недавно прошел в белорусском прокате. Всего россияне «оторвали» в Минске 13 наград — кажется, это мировой рекорд для нашего теперешнего кино, которое пока еще не может похвастаться широким международным признанием. Вот братья-белорусы и подсобили...
В число победителей фестиваля из «посторонних» смогли прорваться лишь единицы. В частности, румынский фильм «За холмами» — эта выдающаяся, на мой взгляд, лента лидера «румынской волны» Кристиана Мунджу о трагедии молодой женщины, убитой равнодушием государства, общества, церкви, получила приз жюри международной кинопрессы, в которое входил и автор этих строк, обозреватель «Труда». Большое жюри на него внимания не обратило — даром что фильм стал событием в Каннах...
«Листопад», значительно превосходя Московский кинофестиваль по уровню и качеству показываемого кино, но проводимый за несоизмеримо меньшие деньги (4 млн долларов, которые ежегодно получают Никита Михалков и его команда, белорусским отборщикам только снятся), кажется, начинает повторять родовые ошибки ММКФ в части распределения призов: они все чаще уходят исключительно своим. И на сцене во время церемонии открытия и закрытия фестиваля тоже главенствовали российские звезды — Гоша Куценко, Дмитрий Харатьян, Эммануил Виторган, Марат Башаров, которые щедро демонстрировали на сцене свои певческие таланты.
Боюсь, все это может негативно сказаться на имидже рвущегося в высшую фестивальную лигу Минского кинофестиваля, на который западные кинематографисты со временем просто перестанут приезжать и давать сюда хорошие фильмы. Как это уже случилось давным-давно с ММКФ. С тех пор он так и не может вернуться в лоно главных фестивалей мира, становясь постепенно филиалом «Кинотавра».