Польша: тротила нет, редактор уволен
В Польше уволены сотрудники газеты «Rzeczpospolita», причастные к публикации на прошлой неделе статьи, в которой утверждалось, что на обломках разбившегося в 2010 году под Смоленском президентского самолета были обнаружены следы взрывчатки.
«То, о чем нам удалось узнать, совершенно изменяет тон при обсуждении причин катастрофы под Смоленском, а оправдания некоторых политиков, заявления, что ничего не случилось, кажутся мне глупыми и я не намерен их комментировать», - так на минувшей неделе, сразу же после того, как одна из крупнейших польских газет «Rzeczpospolita» опубликовала на первой полосе сенсационную статью «Тротил на обломках «Туполева», писал ее автор Цезарий Гмыз.
В статье говорилось, что вернувшиеся две недели назад из Смоленска польские эксперты провели пиротехническую экспертизу обломков самолета и обнаружили на них следы тротила и нитроглицерина, причем в некоторых местах настолько сильные, что «зашкаливала аппаратура».
В результате тон обсуждения причин катастрофы, действительно, резко изменился. Еще до пресс-конференции прокуратуры, которая ведет расследование причин катастрофы под Смоленском, лидер крупнейшей оппозиционной фракции в парламенте «Право и справедливость» Ярослав Качинский заявил, что его партия требует немедленной отставки правительства и создания независимой международной комиссии, которая расследовала бы причины катастрофы президентского самолёта ТУ-154 под Смоленском.
Ярослав Качинский - брат близнец погибшего президента Леха Качинского – также в этот день впервые прямо назвал катастрофу ничем иным, как «убийством».
Представитель военной прокуратуры полковник Иренеуш Шэлёнг, однако, опроверг сообщения газеты «Rzeczpospolita».
«Это неправда, что в результате экспертизы обнаружены следы тротила и нитроглицерина. Их нет ни на внутренней, ни на внешней частях самолета. Таких веществ нет также на месте катастрофы, где, как сообщалось, как будто бы обнаружены обломки самолета больших размеров».
Еще в день выхода газеты ее главный редактор Томаш Врублевский пошел на попятную, заявив, что его издание, скорее всего, зашло слишком далеко, говоря именно о следах тротила и нитроглицерина. По его словам, на обломках действительно были обнаружены следы химических соединений. Которые могли бы входить в состав такого рода взрывчатки, но точно так же эти вещества могли входить в состав чего-то совершенно другого. Как позже оказалось, это могли быть даже некоторые виды туалетной воды.
Тем не менее, минувшая неделя прошла под знаком публикации о следах тротила и обсуждений, в какой мере журналисты должны отвечать за свои тексты и каков предел агрессии во взаимных обвинениях политиков.
Наконец, сегодня издатель газеты «Rzeczpospolita» Гжегож Хайдарович опубликовал заявление, в котором принес читателям извинения за публикацию не должным образом проверенного материала, который стал причиной, я цитирую, «польско-польской войны».
Из разъяснений газеты следует также, что ее издатель дал автору статьи «Тротил на обломках «Туполева» Цезарию Гмызу гарантии безопасности и юридическую защиту в случае возможных судебных процессов против него, а взамен потребовал представить документы и свидетельства источников, на которых тот базировался при написании публикации, однако Гмыз отказался это сделать.
Затем состоялись беседы с каждым из руководителей газеты и журналистов, которые участвовали в подготовке статьи и принимали решение о ее публикации. По результатам редакционного следствия был сделан следующий вывод.
«Все это дает нам основания судить, что журналисты, связанные с написанием статьи не имели оснований утверждать, что на обломках самолета были найдены следы тротила и нитроглицерина», - говорится в заявлении наблюдательного совета газеты.
Издатель принял решение уволить главного редактора Томаша Врублевского, его заместителя Бартоша Марчука, руководителя редакции, занимающейся внутрипольскими проблемами, Мариуша Станишевского и самого автора нашумевшей статьи Цезария Гмыза.
Гмыз заявил, что с ним поступили «так, как поступали с непокорными журналистами во времена военного положения» и что он намерен защищать свое доброе имя.
По словам Гмыза, заявления издателя газеты о том, что он «не документировал свою статью должным образом, являются ложью».
« Я два с половиной часа разговаривал с этими людьми, и у меня осталось сильное впечатление, что решение было принято еще до того, как меня выслушали», - заявил Цезарий Гмыз.
По его словам, с ним поступили так, как поступают с журналистами в Белоруссии.