Горские ходоки у белорусского батьки. Сулейман Керимов и Михаил Гуцериев попали впросак с Александром Лукашенко
Президент Белоруссии Александр Лукашенко в середине октября потряс журналистов новостью о гигантской взятке, от которой он отказался. По его словам некие «московские олигархи» предлагали ему пять миллиардов долларов. Как оказалось, не только сама взятка возмутила белорусского лидера, но и цена, предложенная за крупнейшую химическую компанию «Беларуськалий».
«Белорусская калийная компания – все хотели бы её купить. Мы назвали цену – 32 миллиарда долларов. Нет, хотят купить за 15 некоторые ваши олигархи. Я говорю: «До свидания, ребята». Некоторые одурели и предложили одному вхожему ко мне богатому российскому человеку: вы к нему сходите и скажите, что 10 миллиардов платим, 5 – ему, куда скажет», – возмущался журналистам Лукашенко.
Как было заявлено, с этим предложением к нему прислали его российского друга, некоего Мишу, который заранее извинялся за свою «миссию». «Он пришёл ко мне, давно знает, извинялся: “Извините, что я вам это скажу, но не скажу, чтоб вы знали”. Честное слово, что вот так было», – рассказал глава Белоруссии.
При этом он добавил, что в Белоруссии за такие предложения принято надевать наручники, но Мишу, фамилию которого он так и не назвал, президент отпустил «по дружбе и с условием больше с подобными вещами не беспокоить».
Генеральная прокуратура Белоруссии отказалась возбудить уголовное дело в связи с тем, что президента страны Александра Лукашенко пытались соблазнить «откатом», передал «Интерфакс» со ссылкой на лидера Объединенной гражданской партии (ОГП) Анатолия Лебедько.
В предложении президенту Белоруссии нет ничего противоправного – никаких признаков преступления прокуратура не усмотрела. По словам Лебедько, об этом сказано в письме за подписью начальника Управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Генпрокуратуры Белоруссии Игоря Грейбо.
Однако сообщается, что после визита «Миши», Лукашенко все же «жестко отчитал главу своей администрации Андрея Кобякова».
Ряд изданий в своих публикациях считают, что этими «московскими бизнесменами» были Сулейман Керимов и Михаил Гуцериев. Первый является владельцем «Уралкалия» и давно пытается купить белорусское калийное предприятие. У второго достаточно хорошие отношения с белорусским руководством, и к тому же он подписал договор о строительстве в республике нового калийного комбината.
Тяга к соленному
После слияния летом прошлого года «Уралкалия» и «Сильвинита» в России остался только один производитель калия, ставший второй по величине калийной компанией в мире. Однако ее крупнейший акционер Сулейман Керимов не собирается этим ограничиваться. Как отмечает «Коммерсант» бизнесмен уже вел переговоры со Сбербанком о финансировании сделки по выкупу контрольного пакета в «Беларуськалии», который Беларусь оценила в $30 млрд.
Тем более белорусские власти не раз намекали о желании продать свой самый ликвидный актив. Но сделка так и не состоялась. О причинах срыва существует несколько версий. По одной из них бизнесмен не смог найти столько свободных средств, по другой белорусские власти просто передумали продавать.
Тем не менее, как отмечает издание, если Керимову удастся объединить недостающую белорусскую компанию, то объем производства калийного холдинга превысит 20 млн тонн, что сделает его крупнейшим в мире.
«Беларуськалий» – один из крупнейших в мире и самый крупный в СНГ производитель калийных удобрений. «Беларуськалий» и «Уралкалий» имеют общую систему сбыта: оба продают продукцию на экспорт через совместное предприятие (СП) «Белорусская калийная компания» (БКК).
На его базе «Беларуськалий» и «Уралкалий» создают СП «Союзкалий», которое будет зарегистрировано в Швейцарии. По информации журнала «Эксперт», к новому СП перейдут функции БКК как эксклюзивного трейдера. Планируется, что уставный фонд компании будет сформирован в соотношении 50/50.
«Калийная мекка»
Михаил Гуцериев в Белоруссии человек не чужой. За 12 лет ведения бизнеса в республике он хорошо зарекомендовал себя и пользуется определенным авторитетом, как у своих коллег, так и представителей власти.
«Белорусские чиновники убедились, что это не только амбициозный, но и результативный бизнесмен. К примеру, никому из его предшественников в течение многих лет не удавалось приступить к проекту по реконструкции Мозырского НПЗ. Но профессиональный напор М. Гуцериева помог сделать, казалось бы, невероятное: на Мозырском НПЗ с опережением сроков был построен комплекс каталитического крекинга», отмечает Belmarket.
5 октября 2011 года британская компания JMC Global Energy, принадлежащая вышеназванному российскому бизнесмену, подписала инвестдоговор с правительством Беларусии, согласно которому она будет создавать производство калийных удобрений на сырьевой базе Нежинского участка (восточная часть), а также Смоловского и Любанского участков Старобинского месторождения калийных солей.
Как отмечают эксперты, именно репутация инвестора, скорее всего, позволила в данном случае обойтись без тендера. Новая калийная компания будет называться «Славянский калий» по аналогии со «Славянской нефтью» – этой компанией Гуцериев руководил лет 12 назад, в то время, когда она была российско-белорусской.
Продавать свою продукцию на внешних рынках комбинат станет через ту же «Белорусскую калийную компанию». При этом планируемая мощность «Славкалия» 1,1 млн тонн – это лишь первая очередь. Если будет спрос, то компания сможет увеличить мощность до 5-10 млн тонн хлоркалия в год. По мнению бизнесмена, данный проект может сделать Беларусь «калийной Меккой» в мире.
Инвестиции в новый калийный проект составят не менее 1,5 млрд USD. «Плюс 250 миллионов USD как неотъемлемая часть этого проекта будет инвестироваться до того, как мы построим шахту и комбинат», – заявил российский бизнесмен. В целом компания планирует инвестировать 1 млрд 750 млн USD – «это как бы минимум».
Ничего личного
У публичного демарша Лукашенко, адресованного Москве, есть вполне конкретные политические причины. С ними напрямую связаны переменчивость настроений и противоречивость заявлений белорусских властей о продаже «Беларуськалия».
«Белорусские власти попытаются как можно дольше держать в своих руках самый прибыльный актив страны. Ведь его цена с течением времени вряд ли упадет, учитывая кризисную ситуацию на мировом продовольственном рынке. Однако сохранить этот актив будет чрезвычайно проблематично в условиях нарастающего валютного дефицита и программы “точечного” кредитования со стороны РФ», – уверена Татьяна Маненок.
Как отмечают наблюдатели, валютный дефицит стал следствием предвыборной щедрости белорусских властей, которые в угоду электорату пустили по ветру финансовую систему страны. И за помощью сегодня приходится обращаться в первую очередь к Москве. А Кремль требует от Минска множества ответных услуг и ставит условия. Прекращение сумаcшедшей эмиссии только одно из них.
«Кредит по линии ЕврАзЭЗ не ахти как велик, а условий Москва выставила уже вагон и маленькую тележку», – отметил в интервью для Naviny.by белорусский аналитик-международник Андрей Федоров. Кроме того что условия предоставления кредита состоят из 15 пунктов и этих денег (1,2 миллиарда долларов в нынешнем году) для спасения белорусской экономики все равно будет недостаточно.
Таким образом, Москва проявляет принципиальность и прагматичность, и Минск вынужден продавать собственность. Отсюда и нервозность. По мнению аналитика Андрея Федорова, на которого ссылается белорусский портал Naviny.by, российская сторона в отношениях с Минском демонстрирует сегодня вполне логичный прагматичный подход, «мягкий лишь вербально».
«Натерпевшись от союзника дерзостей в былые времена, теперь Кремль методично выжимает максимум из нынешнего отчаянного положения белорусского руководства. Последнее же пока не рискует всерьез огрызаться. А куда денешься?», – пишет издание.
Минск ранее уже вел переговоры с рядом иностранных инвесторов, среди которых можно выделить представителей Франции, Индии и Китая.
Однако реальных шагов за словами зарубежных бизнесменов не последовало. Китайский холдинг Sinofert и компанию China Blue Chemical, в частности, спугнула цена ББК. Из реальных претендентов – только российский капитал.
В Минске уверены, что и передел российского калийного рынка, итогом которого стало объединение «Уралкалия» и «Сильвинита», инициировал Кремль. В Белоруссии давно бьют тревогу по поводу скупки российскими бизнес-структурами самых ликвидных активов синеокой.
Тем не менее, казалось, что сделка по ББК уже практически состоялась. Высокопоставленные минские чиновники заговорили о неком миллиарде долларов, который оказался на деле предстоящей предоплатой Сулеймана Керимова по сделке.
Но все безрезультатно, несмотря на то, что, по некоторым сведениям, бизнесмен три раза лично встречался с Лукашенко по этому поводу.
Поэтому версия о том, что российская сторона обратилась за помощью именно к Гуцериеву, выглядит правдоподобно. Как и попытка найти «нужный» подход. И вряд ли Гуцериев мог отказать в этой просьбе, как Кремлю, так и Керимову.
Возможно, глава Белоруссии просто набивает цену обреченному на продажу «Беларуськалию», но альтернатива Москве – Международный валютный фонд, требует от «последней диктатуры Европы» не меньших уступок. В первую очередь в политической сфере. Поэтому Минску приходится выбирать меж двух “зол”. Как показывает жизнь, выбор в очередной раз падет в пользу России.