Чем больше у ЕС демократических соседей, тем лучше ("Diena", Латвия)
В политике Европейского союза по Восточному партнерству наблюдается недостаточный прогресс, потому что некоторые расположенные к востоку государства (Белоруссию, Азербайджан) так и не удалось убедить в необходимости внедрения демократических норм. Однако такому мнению можно оппонировать, назвав более успешные примеры.
Это относится к Грузии, Молдавии и Украине, хотя по поводу будущего последней возникает много серьезных вопросов. ЕС с некоторыми исключениями (Польша, Швеция, страны Балтии) можно упрекнуть в явной скромности в реализации этой политики, причина - недостаточное понимание того, насколько важно добиться успехов в этом направлении, а также преувеличенная боязнь перед претензиями Москвы на определяющее влияние в своих бывших владениях. За влияние надо бороться, и это должно происходить не навязчивым образом, что в самой основе противоречит духу демократии, однако подлинный интерес должен быть заметен. Это важно, потому что цель - более безопасное будущее. Чем больше у ЕС демократических соседей, тем лучше для экономики и сферы безопасности. Это означает, что нахождение у восточных границ серых зон и минимально интегрированных стран не лучший вариант. Сейчас это в большей мере относится к территориально мощной Украине, которая по площади превосходит Германию и Францию. Сейчас это государство после поражения демократических сил на последних президентских выборах отказалось от ранее провозглашенного курса на вступление в НАТО. И интеграция с ЕС стала явно медленнее. В последнее время возросла угроза для демократических норм. В этой ситуации остается только усиливать давление на политическое руководство Украины и увеличивать количество различных миссий. Акцент нужно делать на парламентские выборы, до которых осталось лишь два с половиной месяца. Демократически ориентированной части общества нужна поддержка. Надо осознавать, что принятие европейских ценностей на Украине будет иметь большое влияние на события в России. Если демократия укрепится на Украине, то это может дать также определенные импульсы российскому обществу. Владимир Путин это понимает, поэтому еще в 2004 году с большими опасениями смотрел на «оранжевую революцию» в Киеве. И сейчас делает все, чтобы нечто подобное не повторилось в управляемом им государстве.
ЕС пока не дал достаточно ясных сигналов относительно Молдовы, которая в последние годы после оттеснения коммунистов от власти сделала ряд успешных шагов в интеграции с блоком. Кишинев и Брюссель должны искать ответ на тестовый вопрос Москвы, готова ли Молдова оставаться в будущем нейтральным государством, получив взамен сепаратистски настроенное Приднестровье. Такое развитие событий трудно представить, потому что Тирасполь сразу предложил разместить на своей территории российский военный контингент. В евроинтеграции Молдовы достаточно различных проблем и препятствий, но с восстановлением реальной власти над стопроцентно пророссийским Приднестровьем их станет еще больше.
Успешным восточным партнером ЕС стала Грузия, где значимые парламентские выборы состоятся 1 октября. Направление большой группы европейских наблюдателей, возможно, подтверждает растущее понимание, что Грузия является важным партнером в Черноморском регионе.