Россия: ВТО и вопросы интеграции
Президент Владимир Путин подписал закон о присоединении России к Всемирной торговой организации. Официально вступление будет оформлено к концу августа. Но наши партнеры по Таможенному союзу не являются членами ВТО: Казахстан находится на финальной стадии присоединения, а Беларусь только планирует активизировать переговоры. О том, как повлияет членство России в ВТО на создание Таможенного союза и ЕЭП, говорит региональный представитель ТПП РФ в Центральной Азии Виктор Жигулин.
– На мой взгляд, создание Таможенного союза и ЕЭП и предусмотренный переходный период вступления России в ВТО послужит своеобразным буфером, который позволит производителям наших стран перестроиться при меньшей конкуренции. Поэтому дальнейшие шаги по интеграции станут для экономики наших стран не так болезненны, если мы окажемся в ВТО в рамках Таможенного союза и ЕЭП вместе, а не поодиночке.
Вступление России в ВТО предусматривает поэтапное снижение таможенных тарифов. Напомню, что их повышение, особенно в отношении автомобилей, при формировании ТС вызывало наибольшую критику с казахстанской стороны.
Известный в Белоруссии экономический аналитик Евгений Довгель приводит расчеты МИД РБ, которые показывают, что в отношении более 1000 позиций российские обязательства перед ВТО ниже действующих ставок Единого таможенного тарифа на 7–15%. Еще по 1500 позициям российские таможенные обязательства перед ВТО 4-6,5% ниже действующих ставок Единого таможенного тарифа.
Исследовательский центр Института приватизации и менеджмента полагает, что после присоединения России к ВТО импортные пошлины упадут с нынешних в среднем 15 до 5–10% практически по всей номенклатуре сельскохозяйственных машин.
Российская сторона подготовила поправки к Единому таможенному тарифу. Совет Евразийской экономической комиссии их утвердил, и обновленный Единый таможенный тариф начнет действовать в государствах Таможенного союза с момента присоединения России к ВТО.
По словам министра по торговле ЕЭК Андрея Слепнева, разрабатывается план согласованных действий трех стран по адаптации рынка Таможенного союза к условиям ВТО. В том числе рассматриваются и меры тарифной защиты. Поскольку средневзвешенный уровень ставки таможенного тарифа снизится на 2%, необходимо проводить определенную политику, связанную с адаптацией отраслей к изменениям, особенно на наиболее чувствительных направлениях.
К положительным моментам можно также отнести и тот факт, что Евразийская экономическая комиссия проводит работу по совершенствованию таможенного законодательства, согласно рекомендациям ВТО, обеспечивая соответствие принимаемых документов требованиям по снижению финансовых и временных издержек при осуществлении таможенного декларирования, сокращению формальностей при пересечении внешних границ Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Будем надеяться, что вступление России в ВТО позволит сократить время таможенного оформления если не до 20–30 минут, как в ЕС, то хотя бы до 1–1,5 часов или в 2-3 раза по сравнению с существующими реалиями.
Главное, что может помешать созданию действительно Единого экономического пространства, – это поспешное расширение числа участников евразийской интеграции и стремление ускорить его создание исходя из политических интересов.
Хочется надеяться, что этого не произойдет и через 5-7 лет мы и потомки сможем воспользоваться практическими результатами евразийской экономической интеграции.