Редкая выставка старообрядческой иконописи «Муж. Мужчина. Воин» из Белоруссии
На выставке в Калининграде Ветковский музей народного творчества имени А.Г. Шклярова представил свой более чем тридцатилетний опыт изучения «мужской» темы в иконописи. Несколько десятков памятников культуры XII – XX веков – все они собраны в одну экспозицию, сомкнутые подобно отряду бойцов. Они решают извечный вопрос: сила мужчины, его честь и достоинство, мужское братство – на языке древних образов и образов – как это понимали наши предки… Слово «муж» прежде означало мужчину. А понятия «мужество», «мужаться» – волевые и нравственные качества. «Муж» в браке – защитник семьи и родного дома.
Много веков энергия патриотизма аккумулируется в образах святых воинов. Отделённые друг от друга сотнями лет и тысячами километров, они соприсутствуют с нами как «всё святое воинство». Христианство впитывает древнейшую традицию: содействие предков-воинов своим потомкам, их соучастие в общей битве за вечные идеалы, целостность Рода. Связь между реальным ратником и его небесным воином-заступником – в духовной силе, даруемой земному солдату. Но именно за ним – добровольный, собственный выбор – «даже и до крови», готовность к смерти за идею и свободу, одержание победы над духовным врагом, верность данному Слову – оказываются сильнее любого насилия.
В XII – XIV веках возникает целый ряд святых воинов – воителей «за други своя». Идея национальной независимости рождается в крови и подвигах. Но для народной культуры победа – преодоление беды. Война как нарушение мирового порядка непременно должна быть уничтожена, а сам мир возвращается в космологический круговорот.
Сотни святых мужей встают в извечное коло-круг календаря земледельческого. Георгий Победоносец отмыкает весеннюю землю. Грозный Илья ведает погодой. Никола – отвращает беды и сам является идеалом мужчины – хозяина, мужа, отца. «Скорый помощник» Никола, самый близкий живым, ибо «ходит по земле», предстаёт и покровителем мастеров – плотников, строителей, мореплавателей. Он – защитник в суде и заступник вдов и детей. Наконец, Никола – идёт рядом с земледельцем и знает, как сеять и «полнить неполное». Он, вместе с Зосимой и Савватием – небесный помощник пчеловодов.
Но народная традиция Ветки – и культурная: Иоанну Богослову молятся об овладении искусством иконописания. Врачам-бессребреникам Козьме и Демьяну – об изучении грамоты. Впрочем, они и покровители кузнецов, в чём видят архаичную традицию: выковать голос и научиться владеть поэтическим языком – было равным для прадедов.
В экспозиции также представлены старинные чеканные оклады, тканые рушники и прориси, по которым иконописцы из века в век писали образа. К иконе, покрытой специальным составом, прикладывалась бумага, и после точные контуры таким же образом переводились на новую доску. Иными словами, на выставке посетители увидят и копии произведений безвестных иконописцев, невозможно предположить какой глубины веков. История сохранила мало имён мастеров, творивших в Ветке даже 50-60 лет назад. Создание иконы – жертва Богу, не людям. А Бог знает имя иконописца…
Справка:
Ветка – город в Гомельской области Беларуси. Основан в 80-х годах XVII столетия. С 1695 года – даты освящения здесь Покровского храма и монастыря – становится мощным центром, старообрядческим «Иерусалимом». «Мнози великороссийстие людие» стекаются сюда более чем из 20 губерний России. Среди них – и мастера-иконописцы разных традиций. Их объединяет наследие посадского искусства XVII века, показавшего, что возможности древнерусской художественной системы далеко не исчерпаны. При местных старообрядческих монастырях, скитах, в посадах и слободах развивается иконописание, в результате, в пору своего расцвета иконами и книгами Ветка снабжала весь старообрядческий мир.
В изучении культуры старообрядческой Ветки неоспоримая роль принадлежит Ветковскому музею народного творчества, коллекция которого на сегодняшний день – уникальна, ибо представляет региональное собрание как целостное явление. Именно здесь прозвучал впервые термин «ветковская школа иконописи».
Ветковской иконой называют тот широкий круг произведений иконописи, который создавался с конца XVII века до первой половины ХХ века старообрядческими художниками на пограничье России, Беларуси и Украины, в регионе, связанном с Веткой, как историческим центром «посадского раскола».
Это явление имеет несомненную культурную ценность уже в том, что оно наследовало древнюю художественную систему, сохраняя ее черты и приемы вплоть до ХХ века. Однако «исторический эксперимент» Ветки значительно интереснее своим развитием и результатом – порождением оригинального художественного стиля.