Москва и Минск ставят интеграцию на колеса
Александр Лукашенко заявил о слиянии МАЗа с КАМАЗом.
В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.
АЗы интеграции
Между Москвой и Минском достигнута принципиальная договоренность о формировании автомобильного холдинга "Росбелавто" через слияние на паритетной основе активов МАЗа и КАМАЗа. Об этом накануне сообщила пресс-служба президента Белоруссии.
До этого Лукашенко принял с докладом премьера Мясниковича и обсудил с ним ряд вопросов развития автомобильной отрасли. "Эта интеграция для белорусской стороны выгодна. Во-первых, это объединенный рынок, на котором сегодня мы продаем 77 процентов продукции МАЗа. И главное, что сюда мы можем войти через кооперационные поставки", - открыл Мясникович истину так, словно не это Россия пыталась втолковать партнерам на протяжении долгого времени.
Как бы то ни было, Лукашенко благословил автоальянс и поручил Совмину подготовить пакет документов по этой сделке. Опыт строительства Союзного государства во всех его проявлениях подсказывает, что это еще совсем не значит, что она в итоге состоится. Но, по крайней мере, уже есть хоть какое-то движение.
Вообще, для наших отношений это инфраструктурный проект. Причем не только в экономическом или политическом, но и в психологическом измерении. Он указывает на степень готовности к реальной, плотной интеграции. По значительности и принципиальности образование автохолдинга можно поставить в один ряд со строительством БелАЭС или с обменом полного пакета акций "Белтрансгаза" на беспрецедентное снижение цены российского топлива.
Сопоставимы эти дела и по продолжительности согласований. И, не смотря на то, что объединение АЗов напрашивалось так или иначе, тем более после того, как о нем конкретно договорились в Минске Путин и Лукашенко, информацию о нем именно сейчас вполне можно отнести к разряду неожиданностей.
Еще 14 июня Лукашенко, обсуждая автодело с главой Башкирии Рустэмом Хамитовым, допустил, что проект "два в одном" может и не состояться. "Если вам дорого следовать нашим условиям, тогда не надо соглашаться на сделку", - раскрыл он тогда главную причину разногласий. А буквально на следующий день в Санкт-Петербурге на встрече с коллегой Медведевым премьер Мясникович назвал процесс объединения вялотекущим.
И тут вдруг Минск решает включить передачу. Не исключено, потому, что ему дали понять, что таким же вялотекущим может быть и перечисление третьего транша кредита ЕврАзЭС. О нем тоже условились Путин с Лукашенко. Причем в Белоруссии рассчитывали получить его в течение недели, а она уже растянулась почти на месяц.
О том, каким будет этот автотандем, пока не берутся судить даже специалисты. Со слов Лукашенко известно только то, что сложится он на паритетной основе 50 на 50. При этом рассуждения белорусского президента о цене вопроса указывают на то, что паритет этот окажется весьма условным. О каком равном участии сторон можно говорить, если одна, по сути, покупает другую?
Кстати, приобретение Россией "Белтрангаза" тоже начиналось со схемы 50 на 50. Несколько лет мучений, позиционных скандалов, изнурительных переговоров - и сейчас труба в полном распоряжении Москвы. Впрочем, не все эксперты готовы однозначно утверждать, что Россия намерена подмять под себя МАЗ. Для нее главное, считают они, поставить интеграцию на колеса.
И в этом плане "Росбелавто" будет очень кстати. Ведь МАЗ, КАМАЗ - это и есть АЗы кооперации. Лукашенко это понял. Впрочем, пока он сказал "поехали". Но это еще совсем не значит, что не махнет рукой.
Тему продолжит директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Шейнкман: Каким должно быть это автослияние, чтобы оно устроило и Москву, и Минск?
Мухин: Александр Лукашенко уже объявил о том, что его устроит только равноправное партнерство со всеми вытекающими отсюда последствиями. То есть, по сути, предлагаемое совместное предприятие, как считает белорусский президент, должно поставить Россию в то же положение, что и Белоруссию.
Понятно, что после тех реверансов, которые сделал Владимир Путин в адрес Александра Лукашенко, нужно было ему чем-то ответить. Этот ответ, скорее всего, заключается в том, что белорусский президент выразил намерение идти навстречу своим российским партнерам, союзникам и, можно сказать, друзьям. Сейчас риторика между российским и белорусским руководством крайне позитивная.
Тем не менее в этой бочке меда, конечно, есть ложка дегтя. Дело в том, что Россию едва ли устроит подобное предложение белорусского президента, так как российский вклад в совместное предприятие гораздо больше и весомее, тем более что Белоруссия под это слияние оговаривает определенное финансовое условие - лучше больше, чем меньше - и, по сути, не берет на себя никаких серьезных обязательств. Поэтому переговоры, скорее всего, не завершены и будут весьма трудными.
Шейнкман: То есть пока рано говорить о том, что слияние двух предприятий - это уже свершившийся факт, даже несмотря на то, что Лукашенко его одобрил и дал команду своему премьеру готовить соответствующий документ?
Мухин: Александр Лукашенко поступил как политик. Он не гарантировал удачного завершения сделки, он лишь отдал распоряжение о ее подготовке. В ходе этой сделки, скорее всего, выявят некоторые подводные камни, которые не устраивают Россию.
И дальнейшие переговоры будут использованы Александром Лукашенко для того, чтобы смягчить позицию российского руководства и получить еще больше разных преференций на других фронтах. Имеется в виду прежде всего предоставление кредитов и льгот при таможенных процедурах.