Российско-белорусские "молочные войны", похоже, выходят на новый виток
Завтрашний визит в Минск президента России Владимира Путина несколько омрачен обсуждением в СМИ и экспертной среде перспектив начала очередной молочной войны между партнерами по Таможенному союзу. Правда, специалисты-аграрники такую точку зрения не разделяют.
Старт очередной молочной войне дал Национальный союз производителей молока России («Союзмолоко»), который в понедельник опубликовал на своем сайте резолюцию Всероссийского совещания представителей предприятий отрасли. «В связи с тяжелейшей ситуацией в мировой молочной индустрии, вызванной перепроизводством молока», пространный документ среди прочих мер улучшения ситуации на российском молочном рынке предлагает ограничить поставки сухого цельного молока, сухого обезжиренного молока, сухой молочной сыворотки и масла сливочного крестьянского 72,5% и 82,5% жирности из Республики Беларусь. Указан даже точный период ограничения – с 4 июня до 1 декабря 2012 года. Кроме того, «Союзмолоко» предлагает «разработать систему контроля за качеством, объемами и ценами поставляемой молочной продукции из Беларуси в Россию», а в долгосрочной перспективе – «разработать и законодательно закрепить систему планирования и контроля товарооборота в рамках Таможенного союза».
Помня, что с подобных заявлений в минувшие годы и начинались молочные войны, некоторые эксперты и СМИ вчера успели заявить, что союзницы снова на пороге очередного конфликта. Основанием для таких выводов был опыт прошлых лет. Тогда торговые войны инициировали далекие от профильных министерств органы, и зачастую по надуманным поводам.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии вчера от официальных комментариев отказалось. Из официальных лиц на молочную тему вынужден был высказаться госсекретарь Союзного государства Белоруссии и России Григорий Рапота, находящийся в Минске в преддверии визита сюда Владимира Путина. «Думаю, опасаться каких-то драматических событий на этом поле нам не стоит», – заявил он журналистам. По его словам, «трения» между российскими и белорусскими молочниками сродни тем, что имеют место на внутреннем российском рынке. «В России постоянно все это происходит. Те же самые взаимные упреки, арбитражные суды. Это деятельность хозяйствующих субъектов, находящихся в состоянии конкуренции», – сказал он. «Негативного влияния на межгосударственные отношения» этот конфликт не окажет, уверен госсекретарь.
Источники «НГ» в Министерстве сельского хозяйства Белоруссии, хотя и не уверены на 100% в том, что в этот раз конфликт не носит межгосударственного характера, все же больше склонны согласиться с Рапотой. По их словам, каждый год аграрные ведомства двух стран принимают балансы поставок, в которых четко прописаны их объемы. В частности, в 2012 году Белоруссия продаст в Россию 3,7 млн. тонн молочной продукции в пересчете на молоко против 3,6 млн. тонн в 2011 году. «Двусторонние договоренности также предусматривают ограничения поставок на так называемый период «большого молока», и никто не собирается их нарушать», – сказал собеседник «НГ». Что касается цен, о которых также идет речь в вышеупомянутой резолюции, то они также утверждены по итогам двусторонних консультаций с российскими коллегами. «Снижение цен на молочную продукцию – это общая тенденция мирового молочного рынка. К нашему общему сожалению, они в обозримом будущем не вернутся к высокому прошлогоднему уровню», – пояснил источник. «Ну вы сами подумайте, зачем нам демпинговать и продавать по более низкой цене, если есть возможность заработать больше?» – задает собеседник риторический вопрос.
Эксперты рынка также не видят экономической подоплеки конфликта. Они напоминают о том, что большую угрозу как российскому, так и белорусскому рынку представляет молочная продукция из третьих стран, в которых цены всегда будут ниже из-за более благоприятных условий производства. В частности, из Новой Зеландии. Статистика фиксирует рост поставок молочной продукции из этой страны в последние годы. Например, в 2010-м по сравнению с 2008-м в Россию из Новой Зеландии было ввезено масла на 4 тыс. тонн больше, из Европы – на 10 тыс. тонн. В то же время белорусские поставки остались на прежнем уровне.
Политологи и местные наблюдатели не видят и политической подоплеки для конфликта. Да, возможно, конфликты будут, если власти Белоруссии продолжат бойкотировать приватизационные процессы с участием российских компаний, но это будет позже, полагают они. Во всяком случае, нелогично затевать конфликт накануне встречи на высшем уровне. «Вероятно, господин Даниленко (глава «Союзмолока») высказал свое личное мнение и беспокойство о состоянии молочной отрасли России», – предположил эксперт рынка, пожелавший остаться инкогнито.