Позади планеты всей
Как говорят специалисты в области альтернативной энергетики, в России законодательство отстает от опыта даже стран ближнего зарубежья.
В отличие от европейских стран, Прибалтики, Украины и Белоруссии, поддерживающих развитие ВИЭ на законодательном уровне и однозначно устанавливающих тарифы на альтернативную энергию, вырабатываемую с использованием ВИЭ на уровне 16-22 евро/центов/кВт (это порядка 6,5-9,0 руб/кВт), в России – инвестор должен сначала долгое время получать разрешения на реализацию проекта, земельный участок для размещения оборудования, запроектировать и построить объект ВИЭ, квалифицировать его как функционирующий с использованием ВИЭ, попасть в региональный баланс генерируемой мощности, подключиться к сетям – и только после этого он может обратиться в орган тарифного регулирования с заявлением об установлении тарифа на вырабатываемую ВИЭ энергию (при сроке рассмотрения заявлений 3-9 месяцев). При такой процедуре возникают очень большие инвестиционные риски, и только очень большие оптимисты готовы вкладывать деньги в создание объектов альтернативной энергетики России.
В настоящее время практически все заинтересованные производители альтернативной энергии вынуждены работать на нерегулируемом государством розничном рынке, так как по закону они не имеют права участвовать в оптовом рынке (их мощность менее 25 Мвт). Необходимо разрешить производителям энергии из возобновляемых источников участвовать в тарифицируемом оптовом рынке вне зависимости от размеров генерирующих мощностей.
В декабре 2009 года аналогичный проект компанией «ТДФ Экотех АГ» запущен в Минске (полигон ТБО «Тростенец»). В период с марта 2010 года из свалочного газа ежемесячно вырабатывается и передается в сети «Минскэнерго» около 365 000 квт/ч электроэнергии. На Минском полигоне ТБО «Северный» начинается строительство станции активной дегазации с энергоблоком мощностью 8,0 Мвт.
Проектируемые станции на Минском («Тростенец-2»), Могилевском и Витебском полигонах ТБО будут вырабатывать не менее 3,0 Мвт электрической и тепловой энергии каждая. В декабре 2010 года инвестором запущен в эксплуатацию комплекс по утилизации сельскохозяйственных отходов «Снов» мощностью 400 тонн/отходов/сутки и выработкой 2,0 мегаватт электрической и тепловой энергии.
Всего в Беларуси функционируют семь биогазовых комплексов (восемь с учетом установки в «Снове»), в том числе две электростанции на свалочном газе, три биогазовых комплекса на отходах сельскохозяйственного производства и два - на отходах промышленного производства. В Минской области с декабря 2007 года функционирует биогазовая установка в племптицезаводе «Белорусский». Ведутся работы по проектированию ее второй очереди.
Как рассказал Сеппо Мякинен, генеральный директор OOO CTS Engtec, завод по производству этанола открыт и в Хяммеэнлинна (Финляндия). Он построен на месте, где ранее производилась утилизация отходов. Данный завод является совместным предприятием энергетической компании St1 и компании по переработке городских отходов Kiertokapula Oy. На заводе применяются новые технологии по переработке органических отходов, впервые отдельно собранных с частного сектора, коммерческих организаций и промышленных предприятий. Отходы используются в качестве сырья для производства жидкого топлива.
Новый завод позволит увеличить количество производимого в стране этанола из отходов, который впоследствии будет использоваться в транспортных целях. Спиртовый завод в Хяммеэнлинна, на котором используются новые технологии по переработке органических отходов, впервые позволяет производить биоэтанол для его последующего применения в качестве жидкого топлива для транспорта. Годовая мощность завода составляет 19 000 тонн, что позволяет получать около 1 млн литров биоэтанола.
Мнение:
Александр Яковлев, директор по развитию саморегулируемой организации «Санкт-Петербургская ассоциация рециклинга (СРО СПАР)»:
– При подготовке любого инвестиционного проекта в области ВИЭ инвестор сталкивается с такими особенностями ведения российского бизнеса, как недостаточный уровень развития законодательной базы, направленной на экономическое и административное стимулирование природоохранной деятельности, и обращения с отходами в частности. Остро чувствуется недостаток мер принуждения и поощрения в сфере альтернативной энергетики; отсутствуют преференции инвесторам; высокий уровень обеспеченности природными ресурсами. Основные виды сырья и электроэнергия – доступны, а внутренние цены на них значительно ниже мировых.