Как практически решать «проблему русского языка на Украине»
В украинском парламенте было очередное цирковое выступление. Оно и понятно. Все заседания парламента, на которых рассматриваются «технические» вопросы — вроде долгосрочной аренды и продажи морских портов, приватизации госпакетов стратегических предприятий – всегда проходят спокойно. Как только дело доходит до любого «идеологического» вопроса — получается драка с кровопролитием.
Если по-честному, народных депутатов ни капли не жалко. Парламентарии – это такой тип людей, которые в принципе созданы, чтобы кому-то что-то доказывать. А в силу того, что два идеологических полюса украинской политики взаимоисключают друг друга, драки неизбежны. Всё абсолютно точно укладывается в логику шоу-политики: зачем населению обсуждать то, что морские порты считай стали частными — пускай обсуждают, как один депутат начистил рыльце другому.
-- А за что начистил?
-- За русский язык!
-- Уууу, клятые бандеровцы, – скажет один гражданин.
-- Ууу, клятые регионалы, – покачает головой другой.
Вот и поговорили граждане за политику.
Поэтому надо понимать: в том, чтобы украинские парламентарии выглядели полными клоунами, заинтересованы все. В этом заинтересованы сами депутаты, потому что по-другому объяснить избирателям, зачем они ему, народу, нужны, не могут. В этом заинтересована вертикаль исполнительной власти — потому что чем больше хаоса в законодательной ветви, тем больше полномочий у неё, любимой. А, судя по планам «донецких» править вечно, много полномочий не бывает. Наконец, в такой клоунаде заинтересовано население: согласитесь, лучше смотреть в новостях кровавую драку, нежели скучный отчёт об успехах Януковича.
Поэтому обсуждать, на самом деле, в инциденте с рукоприкладством в Верховной Раде нечего. Все получают то, что хотели — и просто фыркают для проформы. Дабы соблюсти чистоту жанра. И не более того.
Важнее определить для себя несколько важных позиций.
Первое. Никакая украинская власть никогда не определится со статусом русского языка. По вполне прагматическим соображениям.
Дело в том что будучи беспредельно вторичными по отношению к политическим процессам на Украине, украинские элитарии в принципе неспособны генерировать политические идеи и формулировать политические цели. Есть отдельные исключения — но в массе своей украинская элита глубоко вторична.
Одним словом, украинская элита работает только по проверенным шаблонам. Спекуляции на языковой проблеме — это козырнейший туз, роял-стрит и кролик-из-шляпы украинской политики. В подвешенности «проблемы русского языка» заинтересованы все украинские элитарии. Правые, левые, националисты, либералы и коммунисты. Заинтересован Янукович, Ющенко, Кучма, Кравчук, и будет заинтересован следующий президент.
Между тем сам народ Украины страшно устал от этой шизофрении. Народ Украины, за исключением небольшой и компактно проживающей группы национал-демократических фанатиков, давно хочет, чтобы весь этот бред вокруг русского языка прекратился. Народ Украины настолько глубоко и тесно переплетён в веках с русским языком и культурой, что обсуждать различия украинского и русского языка могут только филогоги и лингвисты высокого уровня.
Украинский народ это прекрасно понимает — именно поэтому для украинских граждан просто омерзительна сложившаяся ситуация. Поэтому и ведётся на спекуляции элитариев. И будет вестись дальше.
Убежден, что в энциклопедиях будущего о современной Украине будет написано приблизительно следующее: «Республика У. находилась в перманентном политическом кризисе. Так, в течение всего своего существования, в республике У. шли дебаты о статусе русского языка, что каждый раз приводило к усугублению кризиса и, в конце концов, привело к полной делигимизации центральной власти».
Второе. Единственный союзник России — украинский народ.
Мы должны понимать, что отсутствие статуса для русского языка и сокращение образования на русском приводит к ненужным социальным последствиям.
Если отбросить в сторону все набившие оскомину разговоры о «вечном братстве и единстве народов», то из-за «проблемы русского языка на Украине» проходит массовая образовательная деградация городского населения Юго-Востока и русскоязычных жителей областных и районных центров Центральной Украины.
На улицах Харькова, Одессы и Днепропетровска уже сегодня можно прочитать надписи на стенах, сделанные на непонятно каком языке. Наши дети уже пишут русские слова в украинской литерации. Они делают это не потому, что плохо учатся. Просто когда дома, в школе, во дворе все говорят по-русски, но, тем не менее, уроков русского в школе нет, — любой ребенок будет так писать. В результате следующее поколение горожан будут попросту безграмотными людьми в своей массе. Из наших детей в Харькове не вырастут изобретатели, в Одессе не появятся драматурги, а в Донецке горные инженеры.
И, что самое главное, — такие люди уже не смогут адаптироваться в любой республике Евразийского Союза. Граждане Украины следующего поколения уже будут походить на граждан Молдавии — вроде, люди наши, но какие-то странные. И русского языка не знают.
Народ Украины это прекрасно понимает. И раз у народа Украины в лице украинской власти нет союзников в решении «проблемы русского языка на Украине», ему следует искать такого союзника в лице власти Евразийского Союза.
Не надо испытывать иллюзий. Украинская центральная власть всегда была напугана популярностью высших руководителей России и Белоруссии среди украинских граждан. Последние десять лет среди украинских граждан Владимир Путин и Александр Лушканеко более популярны нежели Кучма, Ющенко и Янукович. Именно прямой коммуникации между украинскими гражданами и более популярной властью России или Белоруссии украинские элитарии боятся больше всего.
Нет лучшего проекта по популяризации Евразийского Союза на Украине, чем принуждение украинской центральной власти к определению статуса русского языка. В таковом принуждении народ Украины и руководители Евразийского Союза выступили бы прямыми союзниками.
Итак, центральная украинская власть определять статус русского языка не будет. Следовательно, этот статус должен определить народ Украины. Нет иной формы определения воли народа, кроме как референдум.
Третье. Следовательно, нужно созывать референдум. Создавать инициативные группы из украинских граждан. Группы должны действовать легально и открыто.
Для этого необходимо учредить украино-российско-белорусско-казахстанскую общественную организацию. Её легальными попечителями вполне могут стать первые лица Евразийского Союза.
Причём лучше всего, чтобы штаб-квартира находилась в Минске — потому что белорусы решили аналогичную проблему двуязычия эффективно и давно. И белорусский опыт для Украины на самом деле бесценен.
Понятно, что центральная украинская власть будет такому референдуму всячески сопротивляться. Но хотелось бы посмотреть, как Виктор Янукович не даёт провести референдум организации, попечителями которой выступают первые лица Российской Федерации, Белоруссии и Казахстана. И ещё больше хотелось бы посмотреть на действия украинской центральной власти, когда она получит результаты такого референдума. Поле для манёвра у украинских элитариев сильно сужается и вынуждает обеспечивать волеизъявление народа.
В какую сумму это обойдётся? Обеспечение парламентских выборов на Украине обходилось государству от 100 до 200 млн долларов в разные годы. Приблизительно столько стоило содержание системы избиркомов во всей Украине на период выборов. Так что логочно было бы ориентироваться на эту усреднённую цифру. Сумма, безусловно, значительная но, согласитесь, не смертельная для проекта такого уровня.
Да и разве можно монетизировать защиту от культурной деградации городского населения Украины? Если этого не сделать — потом придется потратить в сотни раз больше, чтобы восстановить утраченное.
Семён Уралов, шеф-редактор проекта "Однако. Украина"